вторник, 24 июля 2012 г.

Экология в православном мировосприятии

Экологический кризис наблюдается везде, где укореняется образ жизни со стимулированием потребностей, где общество и производство, наука и  техника нацелены на покорение природы. Беда поражает, прежде всего, самого человека и его характерными чертами стали нигилизм, отход от  традиционных верований и систем ценностей. Человек «бездомный», ощущающий себя «пришельцем» в мир, к тому же нередко оказывающийся в  новом природно-культурном окружении, для которого не существуют «любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам», не может быть  способен и к экологической ответственности. Попытки человека самоутвердиться, путем «покорения» природы, оказываются разрушительными и  для покоряемых, и для покорителей.
В сложных условиях нашего времени особенно необходимо обратить внимание на область реальных возможностей человека, на его  многогранные духовные потребности, на бережное отношение к его психике во избежание деградации и на глобальный пересмотр воспитания и  образования новых поколений при максимальном учете индивидуальности людей. Сюда же входит и экологическое воспитание; тщательное  культивирование ростков добра в юной душе должно проявиться в отношении развивающейся личности ко всему окружающему - и к людям, и к  природе. Насущная проблема современной цивилизации - спасение растительного и животного мира от уничтожения, и людей - от озверения.
Внимательное чтение Библии приводит к выводу, что от самоопределения человека перед Богом зависит как его собственная будущность, так и  спасение всей природы. Необходимость экологической ответственности человека, любовной заботы и попечение о природе вполне согласуется со  Святым Писанием. В тексте книги Библии есть выражение «наполняйте землю и обладайте ею, и владычествуйте…», которое означает не только  подчинение земли человеку, но и бережное отношение и возделывание. Нормальная, естественная связь «Бог - человек - природа» в особо  выразительной форме содержится в тех нормах, которые должны соблюдаться в экономической, социальной и прочей деятельности человека.  При освоении природы человек обязан использовать не только физические силы, но и разумно-нравственные способности. Лишь тогда можно  выполнить предписание «возделывать и хранить» Землю, а трудовая деятельность человека станет одним из видов служения Богу. На все  времена благословляется труд человека, которому дается повеление хранить и благоустраивать созданный Богом мир. Свободный выбор,  который должно сделать человечество в экологическом кризисе, как и на других своих путях, может иметь в своем роде не меньшее значение,  чем выбор между соблюдением и несоблюдением заповедей Божиих, между жизнью и смертью. Человечеству заповедано не проявлять алчности,  жестокости, жажды наживы, опрометчивости в любой области деятельности. Это должно защитить природу от хищнической эксплуатации и до  некоторой степени вернуть нормальные отношения между человеком и природой. Церковь никогда не оправдывала и не поощряла агрессивное  отношение к природе.
Пути и средства решения экологического кризиса такие же, как и для решения других глобальных проблем, - осознание своих возможностей и  разумных потребностей, добрая воля и деятельное сотрудничество людей на благо мира. Преодолевать кризис можно только, как говориться,  «всем миром». Первостепенное значение должно придаваться воспитанию чувства единства человека со всем миром, созданию системы четких  представлений о кардинальных вопросах бытия - о месте человека, о его миссии во Вселенной.

Источник: http://protigor.narod.ru/school/faith/pe.html