вторник, 31 июля 2012 г.

Испанская Фаланга и т.н. "фашистский стиль"

Некоторые исследователи Испанской Фаланги отмечают, что Хосе Антонио Примо де Ривера  осознавал необходимость эволюции созданного им движения и потому его раннее «заигрывание» с  итальянским фашизмом и преклонение перед Дуче — это не более чем поверхностное и  поэтико-романтическое увлечение героическим «фашистским стилем». Когда в октябре 1933 года  Хосе Антонио встречался с Бенито Муссолини, то знаменитый «римский салют» воспринимался им  поначалу как «фашистский», но уже в 1936 году это было приветствие революционных  национал-синдикалистов без прежней привязки к фашизму. Апелляция к фашистской эстетике  имела, впрочем, и вполне конкретные цели, а именно завоевание симпатий консервативных  испанцев, которым где-то был симпатичен итальянский государственный строй, и ещё, несомненно,  привлечение в ряды сторонников деятельных, бескорыстных и отважных молодых людей. Тут явно  можно предположить, что пресловутый «фашизм» Фаланги — это даже не пара- или псевдо-фашизм,  но нечто вроде PR-хода или эстетско-художественная игра. Сам Хосе Антонио признавал, что  пламенный «фашистский» порыв может быть где-то и полезен для Фаланги, но не более того. В  воспоминаниях соратников порой он предстаёт едва ли не как антифашистский предводитель — caudillo antifascista, который презирал и ненавидел гитлеровский нацизм. В подобном критицизме,  кстати, заключается одна из основных причин долговременности фалангизма, дожившего и до  наших дней, ибо Фаланга всегда искала свой собственный путь и трезво оценивала те или иные идейно-политические «соблазны» без какого-либо идолопоклонничества и раболепия.     

Подготовлено Алексеем Ильиновым