пятница, 13 июля 2012 г.

Протоиерей Всеволод Чаплин: Глобальный антиглобализм

Церковные аналитики размышляют о международном антиглобалистоском движении, так как не только в Европе, но и в Русской Православной  Церкви уже действуют аналогичные группы. Как можно использовать радикальных антиглобалистов? Свои надежды, как это стало модно в  последнее время, Церковь связывает с правительством России.

Бурные протесты в разных городах мира, сопровождающие саммиты Европейского Союза, мероприятия Всемирного экономического форума,  Международного валютного фонда и Всемирного банка, все чаще заставляют говорить о мощном антиглобалистском движении. Мир начинает  привыкать к телекартинке, которая демонстрирует красных и зеленых радикалов, крушащих витрины банков и "макдональдсов". Наиболее шумная  часть движения не скрывает, что пытается привлечь внимание СМИ и таким образом найти новых сторонников. Тактика работает: прошлогодний  доклад канадской Службы безопасности и разведки констатировал, что антиглобалистская сеть начала развиваться по законам  "самогенерирующего роста".
Впрочем, радикалы - только верхушка айсберга. Ультралевые группировки и крайние зеленые просто наиболее заметны. Критика новых  тенденций в экономике, политике и масс-медиа стала общим местом для довольно значительных групп западных интеллектуалов. Их  поддерживают профсоюзы, "солидные" экологи, многие религиозные объединения. Быть однозначным сторонником глобализации становится  немодно.
Стоит, конечно, оговориться: сам по себе термин "глобализация" вряд ли означает что-то конкретное. Традиционно он понимался как развитие и  централизация экономического сотрудничества между регионами мира. Сейчас к этому значению нередко присоединяют политические,  информационные и социокультурные аспекты. Как и любой расплывчатый термин, слово "глобализация" начали раскладывать по составляющим.
Никто, кроме самовлюбленных радикалов, не отрицает полезности международного экономического и политического взаимодействия, а также того  факта, что оно должно кем-то регулироваться во избежание хаоса и крайних форм эксплуатации. От развития информационных технологий  выиграли даже сами антиглобалисты, использующие Интернет для координации действий и обмена идеями. Однако, по мнению многих,  естественное превращение мира в большую деревню не стоит путать с "глобалистским проектом", целью которого является закрепление мировой  доминанты ряда государств, корпораций и групп влияния. Противники глобализации обвиняют МВФ, ВТО и Всемирный банк в закреплении  долгового бремени беднейших стран, в принуждении правительств к сокращению социальных расходов, в понуждении экономик "второго" и  "третьего" мира к односторонней ориентации на экспорт. Еще большей критике подвергаются транснациональные корпорации, которые, по мнению  антиглобалистов, эксплуатируют дешевый труд в развивающихся странах и используют инвестиции для создания правил игры, окончательно  закабаляющих "мировой Юг". Экологи настаивают, что современная мировая экономика не нацелена на компенсацию ущерба, наносимого  окружающей среде.
Главным же становится вопрос о власти. Недавняя конференция восточноевропейских христиан по вопросам глобализации, например, заявила:  "Демократически избранные правительства и их делегаты в международных организациях все более теряют власть, уступая влиянию  международных бюрократий, транснациональных корпораций, собственников средств массовой информации и магнатов "глобального"  финансового капитала. Мы бросаем вызов структурам власти, требуя, чтобы они стали более прозрачными, ответственными и  представительными. Народы мира должны получить контроль над глобальными политическими и экономическими процессами".
Действительно, в условиях новой концентрации власти демократия может оказаться лишь фиговым листком. Эта опасность особенно актуальна  для России, где население вряд ли осведомлено о том, какие международные договоры подписывает правительство и какие последствия это  повлечет. Собственно, разумная часть антиглобалистов и призывает к тому, чтобы международная политика была основана на сознательном  выборе людей. Получится ли это? Пока не получается.
Успехи антиглобалистского движения остаются локальными. Разбить пару витрин и взломать сайты нескольких корпораций - победы  сомнительные. Да, в конце девяностых американским студентам удалось добиться, чтобы компания Nike улучшила условия труда рабочих в  Гондурасе. Да, Джеймс Вулфенсон начал диалог с представителями гражданского общества, отводя от Всемирного банка обвинения в закрытости.  Да, гендиректору ВТО Майку Муру пришлось прийти на поклон в штаб-квартиру Всемирного совета Церквей, жестко критиковавшего его  организацию. Да, после саммита ЕС в Гетеборге руководство Европейской комиссии пообещало начать переговоры с "мирными" антиглобалистами.  Но доступа к принятию решений у неправительственных организаций по-прежнему нет - ни в МВФ, ни в ВТО, ни тем более в корпорациях. Вот и  свирепеет молодежь, которая, как в 60-е годы, чувствует себя лишенной реального влияния на жизнь - что мировую, что свою собственную.
Будущее "антиглобализма" зависит, наверное, от двух вещей. Во-первых, ему надо научиться не только собирать митинги и конференции, но и  создавать механизмы международного гражданского общества, способные грамотно лоббировать национальные и интернациональные центры  власти. Во-вторых, нужна поддержка по крайней мере некоторых правительств - желательно, имеющих серьезное влияние в межгосударственных  организациях. Кто знает, не найдет ли себе Россия союзников в среде "сверхновых левых"?

Источник: Web-архив Портала http://www.sobor.ru