В лекции «Испания и варварство» («Espana y la barbarie»), озвученной Хосе Антонио Примо де Риверой 3 марта 1935 года в Театре Кальдерон (Teatro Calderon) в Вальядолиде, была, в частности, затронута тема коммунизма как «варварства», чья дикая первобытная сила обрушивается на вконец одряхлевший и обречённый на гибель Рим. Подобная постановка вопроса где-то очень даже соприкасается с мыслями немецкого философа Освальда Шпенглера, чьи воззрения на судьбы цивилизации были весьма пессимистичными и апокалиптическими. С другой стороны, те же русские национал-большевики сами подчёркивали свою «варварскую молодость», противопоставляя её пламенную ярость стареющей и угасающей Европе. Да и превосходный русский поэт-«скиф» Сергей Есенин в одном из писем заметил как-то, что нужен поход на Европу.
Хосе Антонио, будучи решительным оппонентом коммунизма, обнаруживает в нём и нечто симпатичное, а именно самопожертвование и чувство солидарности. Однако выделяет он и его крайне негативные и деструктивные стороны — нехватку веры в Бога, чрезмерное игнорирование духовных и исторических ценностей. Далее он отмечает, что нужно во что бы то ни стало сохранить абсолютную истину и не дать ей погибнуть.
Размышляя о «нашествии варваров», Хосе Антонио затрагивает в лекции два тезиса. Первый — катастрофический, рассматривающий «варварское» вторжение как неизбежное и надеющийся, что катастрофа, быть может, когда-нибудь породит Новое Средневековье. То есть это наименее оптимистический и совсем уж безвыходный вариант. Тезис второй — это своя, особая идея (то есть идея Испанской Фаланги), стремящаяся возвести мост над нашествием, дабы без промежуточной катастрофы придти к новой эпохе, которая должна быть плодотворной и спасительной для духовных ценностей цивилизации. Это очень важный момент, ибо здесь Хосе Антонио как бы обозначает путь над всякими крайностями — будь они «правые» или «левые». Этот путь в рамках право-левого идейно-политического генезиса и синтеза можно уверенно охарактеризовать как «третий путь». Но и даже это определение не совсем верное, ибо «мост», о котором говорил лидер Фаланги, это уже выход «по ту сторону» идеологического, социального и классового антагонизма.
Подготовлено Алексеем Ильиновым