В Сети идет широкое обсуждение предложений Виталия Третьякова по политической реформе, или "безкровной политической революции", как он сам ее называет (http://www.facebook.co/vitaly.tretyakov/posts/377769862321038).
Характерно, что, хотя сама статья Третьякова была напечатана в "Известиях" еще в ноябре 2009 года, взрыв интереса к ней совпал с юбилеем Земского Собора 1613 года, положившему конец долгому безвременью.
Напомним, что Земский Собор ("Совет всея земли") был органом сословно-представительным и одновременно территориально-представительным. На нем так или иначе были представлены все слои тогдашнего общества и все Русские земли. "Что такое сословие?" — задавал вопрос Лев Тихомиров и отвечал на него так: "Нация, по различию условий жизни, по многообразию ее требований, всегда распадается на слои, не одинаковые по условиям жизни, а потому представляющие известные различия и в своем быте, в своих привычках, в том, что составляет сильнейшие и слабейшие их стороны. Это распадение на слои не есть какое-либо "исчезающее явление, не есть что-либо свойственное одному лишь периоду развития, а явление всегдашнее, вечное… Прежде всякий социальный слой, как только он обозначался в своей отдельности и особенности, становился основой государственного строения. Он привлекался к служению государству на основании тех своих свойств, которыми мог бы быть государству полезен. С другой стороны, он, именно как слой, получал государственное о себе попечение. Его жизненные свойства получали опору в государстве. Таким-то образом "класс" — социальный слой — становился сословием. Сословие есть ничто иное, как государственно признанный и в связь с государством поставленный социальный слой".
Сословное представительство, в отличие от партийно-идеологического, выражает не умозрительные "принципы", а живые цели, задачи и интересы народа во всем его многообразии. На это как раз и обращает внимание Третьяков, утверждающий, что "парламентаризм, основанный на "безполой партийности" исчерпал свою политическую эффективность, а сам институт партий исторически устарел и почти полностью переродился в институт скрытого или открытого лоббирования интересов современных феодов и ограниченного числа владетельно-властных кланов. И далее:
"Я думаю, что в современном парламенте России в равных пропорциях должны быть представлены, как минимум, следующие сословия:
1. Крестьянское (сельхозпроизводители)
2. Рабочее (наемные работники сферы материального
производства)
3. Врачебно-медицинское
4. Учительско-преподавательское
5. Научное (наполовину гуманитарное, наполовину
от естественных наук)
6. Информационное (но не журналистское, у которого
и так есть трибуна)
7. Духовное (от традиционных религий)
8. Военное
9. Управленческое (политическое)
10. Частнособственническое (владетельное)
11. Женское
12. Опекаемых и поднадзорных (дети-сироты, старики,
инвалиды, бездомные, заключенные)…
Двенадцати сословиям должны соответствовать двенадцать парламентских курий с равным числом мест. А столь дорогие сердцу многих нынешние и идеальные прошлые и будущие партии (электоральные механизмы) пусть конкурируют своими конкретными списками за места в каждой курии, а не в Думе в целом". О числе и именовании сословий и о "механизмах" можно спорить. На данный момент дело совсем не в этом.
Виталий Третьяков на самом деле "вывел из толщи", "проявил" идеи и смыслы, которые никогда и никуда не исчезали.
Их дальнейшее всплытие и самораскрытие неизбежно.
Опубликовано в газете "Завтра" от 13.02.2013: