Самый авторитетный и самый читаемый испанский общественно-политический журнал "Cambio 16" рассчитан на респектабельного и неглупого обывателя (примерно такого, который у нас в России читает "Итоги" и "Огонек", отражая его вкусы, пристрастия и интересы. Помимо статей о внутриполитических проблемах Испании, занимающих больше половины всего объема издания, "Cambio 16" публикует обзоры новостей туризма, женского движения, спорта и автомобильной промышленности (по развороту на каждую из этих тем). Тем знаменательнее, что этот журнал, известный своей адекватностью запросам общества, проявляет минимальный интерес к религии, хотя Испания - страна традиционно католическая, где представителей иных конфессий совсем мало, а атеистов (по меньшей мере тех, кто признавал бы это официально) почти нет. Любопытно не только равнодушие добропорядочного общества к религиозно-церковным вопросам, но и тот ракурс, в котором они обсуждаются.
Так, в одном из номеров журнала обозреватель упоминает об апостольском послании Папы Иоанна Павла II, в котором понтифик сетует на то, что народ по воскресеньям заполняет футбольные соборы (имеются в виду стадионы), меж тем как церкви остаются пустыми. Журналист воспринимает это замечание скорее скептически, парируя: "Было бы лучше, если бы Церковь искала реальные причины равнодушия людей к вере, а не указывала бы на те кажущиеся причины, по которым она теряет свою паству".
Так, в одном из номеров журнала обозреватель упоминает об апостольском послании Папы Иоанна Павла II, в котором понтифик сетует на то, что народ по воскресеньям заполняет футбольные соборы (имеются в виду стадионы), меж тем как церкви остаются пустыми. Журналист воспринимает это замечание скорее скептически, парируя: "Было бы лучше, если бы Церковь искала реальные причины равнодушия людей к вере, а не указывала бы на те кажущиеся причины, по которым она теряет свою паству".
Из двадцати пяти последних номеров еженедельного журнала только в одном из них помещено интервью с деятелем Церкви (обычно в рубрике "Встречи" помещаются беседы со спортсменами, политиками, артистами и т.д.). С журналистом "Cambio 16" беседует монсеньор АСЕНХО, викарный епископ Толедо и генеральный секретарь конференции испанских епископов. Один из самых интересных для корреспондента вопросов - доходы духовенства. Согласно испанским законам, из государственного бюджета в пользу Католической Церкви выплачивается 0,5% всех собираемых в стране налогов. На вопрос, согласен ли он, чтобы представители иных конфессий тоже пользовались подобными льготами, епископ Асенхо ответил, что сумма выплат для этих групп верующих должна быть гораздо меньшей и пропорциональной числу членов той или иной не традиционной для Испании конфессии. Мы не имеем ничего против того, чтобы иудейская, мусульманская и протестантская общины получали от государства, если они того пожелают, помощь. Но мне не известно, чтобы они такое желание выражали. Сомневаюсь, чтобы они вообще пожелали бы его выразить. На вопрос о церковном имуществе монсеньор Асенхо отвечает, что, согласно закону от 3 января 1979 года, Церковь обязана хранить находящиеся в ее распоряжении художественные сокровища, предоставляя их государству для изучения и использования. На вопрос, хорошо ли живут епископы, высокопреосвященный Асенхо отвечает, что легенда о богатстве высшего духовенства принадлежит к числу "стереотипов прошлого". Средний заработок священника - 85 тыс. песет, епископа - 120 тыс. песет (594 и 839 долларов соответственно).
В одном из номеров журнала воспроизводится обложка, открывавшая выпуск "Cambio 16" двадцатипятилетней давности. Она представляет собой фотографию коленопреклонного священника с каской на голове: речь тогда шла о священниках-рабочих, возникавшей в ту пору разновидности духовенства. И общество, и Церковь относились тогда к священникам-рабочим неодобрительно: "В качестве рабочих они вызывали недоверие епископов, а в качестве священников - раздражение собственников и администраторов предприятий". Однако "Cambio 16" эту инициативу тогда поддержал, считая, что "некоторым священникам удалось совместить рясу с отбойным молотком: они на своей шкуре вынесли все те несправедливости и трудности, от которых приходится страдать рабочему классу".
Журнал помещает письмо своей читательницы, возмущенной тем зрелищем, что она увидела на улицах Малаги, по которым крестным ходом шествовала команда испанских футболистов-легионеров. Спортсмены сопровождали изваяние Христа распятого (скульптурный аналог православной плащаницы) и статую Богородицы, которая в качестве покровительницы этого клуба была украшена символами униформы легионеров. "Это выглядело бы приличнее и гораздо благочестивей, если бы во избежание злоупотреблений от футболистов прежде потребовали справку о крещении".
Острая полемика разгорелась по поводу одной из статей, автор которой клеймил действующих в Испании сектантов. Большинство читателей выступили поборниками религиозной свободы. Они полагают, что мерилом тут должна служить нравственная чистота духовенства, а не его положение в государственной табели о рангах. "В Католической Церкви есть священники-гомосексуалисты, замешанные в грязных делишках епископы и вооруженные пистолетами попы. Но вот их-то никто не обвиняет в сектантстве", - сказано в одном из откликов.
На одной из карикатур журнала нарисованы два босоногих монаха-францисканца, смотрящих на закат солнца. "Больше всего в закате мне нравится то, что сразу же после него у нас будет ужин", - говорит один из них другому. Выходит, что те антиклерикальные "стереотипы прошлого", наличие которых так печалило епископа Асенхо, в испанском (как, впрочем, и во всяком другом) обществе по-прежнему сильны.
25 января 1999 г.
Ольга Газизова, "Метафрасис"