В Советском Союзе имя великого Консервативного Революционера и блистательного философа-эстета Эрнста Юнгера было, как это не сенсационно звучит, известно, но подавалось оно читателям исключительно с «псевдоэстетско-фашистской» точки зрения. Были публикации о нём и его взглядах, хотя непосредственно самих переводов текстов не было. С другой стороны, в «Большой Советской Энциклопедии», которая была фактически во всех крупных библиотеках страны, была опубликована о нём крошечная статья, в которой совсем кратко, буквально в одну строчку, была изложена юнгеровская философия и его мировоззрение. Интересны ссылки на сопроводительную литературу, где, например, был упомянут некий «иностранец» «Paetel К. О.». Это никто иной, как Карл Отто Петель, немецкий национал-большевик, издатель журнала «Социалистическая Нация» и автор известной работы о Юнгере. Но что о нём, о его национал-революционной биографии, могли знать рядовые советские граждане? Ещё один любопытный момент — это слово «Der konservative Anarchist» в названии книги в библиографии — «Консервативный Анархист». Это уже навевало для «чересчур любознательных» читателей какие-то очень уж «нестандартные», никак не вписывающиеся в «партийную схему», мысли: «Как? Анархист? И ещё Консерватор? Может ли быть анархист «консервативным»? А может ли быть консерватор «анархичным»? А как же Маркс и Ленин? А как же «мудрая политика партии»?». В статье упомянут и «рабочий-солдат» как человек «техно-империалистического» грядущего, монументальный «Труженик» Эрнста Юнгера. И здесь, если очень постараться, можно было как-то «додумать» этот образ, вспомнив, например, Александра Блока, Валерия Брюсова, Владимира Маяковского или пламенную революционную поэзию 1920-х годов с её авангардистско-прометеевским культом Титана-Пролетария, который красноармейским штыком побеждает ненавистный капитализм и строит Всемирную Коммуну — Священное Царство Труда.
Юнгер (Junger) Эрнст (р. 29.3. 1895, Гейдельберг), немецкий писатель и мыслитель (ФРГ). Офицер в 1-ю мировую войну 1914-18, Ю. получил широкую известность как автор дневника "В стальных грозах" (1920). Изображая ужасы войны, Ю. в то же время утверждает её как возможность "глубочайшего жизненного переживания". В пессимистической социальной утопии Ю. "Рабочий. Господство и облик" (1932) изображается общество "технического империализма": согласно Ю., прообраз грядущего человека — "рабочий-солдат", характеризующийся отказом от "буржуазно-романтической индивидуальности" и полным господством над собой, включая преодоление любой боли вплоть до абсолютной бесчувственности. В 1933 Ю. отказался вступить в реорганизованную фашистами Прусскую академию искусств. В романе "На мраморных утёсах" (1939) в завуалированной и двусмысленной форме критиковал нацистскую диктатуру.
После 1945 опубликовал дневники военных лет, издал утопический роман "Гелиополис", несколько сборников эссе и других сочинений, в которых с индивидуалистических позиций критиковал современное общество "технической цивилизации".
Соч.: Werke, Bd 1-10, Stuttg., 1960-65; Die Zwille, Stuttg., 1973.
Лит.: Карельский А. В., Станции Э. Юнгера, "Иностранная литература", 1964, № 4; Paetel К. О., Е. Junger in Selbstzeugnissen und Bilddokumenten, Reinbek bei Hamb., 1962 (лит.); Schwarz H.-P., Der konservative Anarchist, Freiburg, 1962; Baurner F., E. Junger, B., 1967.
Юнгер (Junger) Эрнст (р. 29.3. 1895, Гейдельберг), немецкий писатель и мыслитель (ФРГ). Офицер в 1-ю мировую войну 1914-18, Ю. получил широкую известность как автор дневника "В стальных грозах" (1920). Изображая ужасы войны, Ю. в то же время утверждает её как возможность "глубочайшего жизненного переживания". В пессимистической социальной утопии Ю. "Рабочий. Господство и облик" (1932) изображается общество "технического империализма": согласно Ю., прообраз грядущего человека — "рабочий-солдат", характеризующийся отказом от "буржуазно-романтической индивидуальности" и полным господством над собой, включая преодоление любой боли вплоть до абсолютной бесчувственности. В 1933 Ю. отказался вступить в реорганизованную фашистами Прусскую академию искусств. В романе "На мраморных утёсах" (1939) в завуалированной и двусмысленной форме критиковал нацистскую диктатуру.
После 1945 опубликовал дневники военных лет, издал утопический роман "Гелиополис", несколько сборников эссе и других сочинений, в которых с индивидуалистических позиций критиковал современное общество "технической цивилизации".
Соч.: Werke, Bd 1-10, Stuttg., 1960-65; Die Zwille, Stuttg., 1973.
Лит.: Карельский А. В., Станции Э. Юнгера, "Иностранная литература", 1964, № 4; Paetel К. О., Е. Junger in Selbstzeugnissen und Bilddokumenten, Reinbek bei Hamb., 1962 (лит.); Schwarz H.-P., Der konservative Anarchist, Freiburg, 1962; Baurner F., E. Junger, B., 1967.
А. В. Михайлов