Идея «Третьего Рейха» (Das Dritte Reich) как эсхатологического и очистительного «Царства Духа», гениально изложенная классиком и ведущим философом европейской Консервативной Революции Артуром Мёллером ван ден Бруком в одноимённой работе, была, поистине, особым духовно-мировоззренческим и нравственно-философским ориентиром в Германии, которая попала в кабалу западных держав-победительниц после Первой Мировой войны. Война, ставшая потрясением для всей человеческой цивилизации, разрушила не только бывший Второй Рейх, созданный немилосердным «железным канцлером» Отто фон Бисмарком, но и навсегда изменила страну, рухнувшую, будто снежная лавина, в послевоенный хаос с «белыми» и «красными» революциями, мятежами, общественным декадансом, политической неразберихой, экономическим кризисом и общим упадком национального духа. «Третий Рейх» Мёллера ван ден Брука, который недальновидно обрекли на драматический «провал», поначалу не был замечен и был действительно понят и принят читающей публикой и интеллектуальной элитой только позднее, после его смерти, когда недорогие книжные издания были выпущены издательством «Hanseatische Verlagsanstalt».
Германия, поверженная Западом, стала вглядываться в Восток, своего недавнего противника, где только что победила большевистская революция во главе с Владимиром Ильичом Лениным, бывшим политэмигрантом-революционером, ставшим руководителем нового рабоче-крестьянского советского социалистического государства и вдохновителем Третьего Коммунистического Интернационала. Так появилась «остидеология» или «восточная идеология» — Ostideologie, породившая самобытный немецкий или же «прусский» национал-большевизм. «Остидеология» отнюдь не является неким случайным «откровением», ибо это во многом исторический и традиционный выбор Германии, прежде всего Пруссии, вплоть до ФРГ канцлера Ангелы Меркель и её контактов с президентом Владимиром Путиным. Русско-прусский военный союз против Наполеона в 1813-1814 годах, о котором немцы всегда вспоминали с благодарностью, стал предтечей русофильского и провосточного национал-большевизма. «Восточная идеология» и «восточная политика» (Ostpolitik) определяли судьбу Германии многие и многие годы. Это и парадоксальные повороты политики в годы Семилетней войны (1756-1763) XVIII столетия, и союз с Россией Александра I в XIX веке, и сближение императоров Николая II и Вильгельма II, обернувшееся из-за откровенно враждебных интриг чудовищной европейской бойней с миллионами убитых и искалеченных. Социал-демократ Вилли Брандт, бывший четвёртым Федеральным канцлером ФРГ с 1969-го по 1974 годы, воевал в Испании в составе интернациональных бригад и позднее, став главой государства, проводил «восточную политику» диалога и сотрудничества между странами Западной, капиталистической, и Восточной, социалистической, Европы. В новейшей истории взаимоотношений между Советским Союзом и затем Российской Федерации с Германией восточное направление было наиболее приоритетным и, без сомнения, продуктивным.
В 1918 году немецкие социал-демократы, «социал-шовинисты» по меткому ленинскому определению, ставшие полновластными хозяевами веймарской Германии, заняли антисоветскую и, следовательно, и антирусскую позицию. Но зато среди правых, разделённых на десятки разнородных групп, фракций и партий, появились сторонники России, пусть даже и ленинской, советской, большевистско-марксистской. В 1920 году наиболее открыто и осмысленно заявила о себе так называемая «Dritte Kraft» — то есть «Третья Сила», направленная как на спокойный, без яростных идейных споров, диалог и даже на союз с большевиками-антизападниками. С геополитической точки зрения большевистская Советская Россия и Германия в конце 1910-х годов и в последующие 1920-е годы, вчерашние непримиримые враги, были связаны одной «теллурической судьбой» («destin tellurique»). Артур Мёллер ван ден Брук, отнюдь не принимая большевистскую ленинскую идеологию, оставался при этом последовательным националистом-«младоконсерватором» (jungkonservativ) и пророчески смотрел в будущее российско-германского союза. Он видел в марксистском коммунизме грубую силу разрушения и в ответ предлагал вариант «немецкого социализма» — не созданный по чьей-то указке «клон» советской модели, но свой, национальный, который также может быть верным союзником антикапиталистического СССР. Он полагал, что национальный пролетариат, просвещённый и руководимый добросовестными «работниками умственного труда», может стать не менее мощным оружием освободительной революции подобно большевистско-коммунистическому натиску на плутократию поработителя-Запада, ведущего войну против освобождённых и освобождающихся народов Востока.
Германия, поверженная Западом, стала вглядываться в Восток, своего недавнего противника, где только что победила большевистская революция во главе с Владимиром Ильичом Лениным, бывшим политэмигрантом-революционером, ставшим руководителем нового рабоче-крестьянского советского социалистического государства и вдохновителем Третьего Коммунистического Интернационала. Так появилась «остидеология» или «восточная идеология» — Ostideologie, породившая самобытный немецкий или же «прусский» национал-большевизм. «Остидеология» отнюдь не является неким случайным «откровением», ибо это во многом исторический и традиционный выбор Германии, прежде всего Пруссии, вплоть до ФРГ канцлера Ангелы Меркель и её контактов с президентом Владимиром Путиным. Русско-прусский военный союз против Наполеона в 1813-1814 годах, о котором немцы всегда вспоминали с благодарностью, стал предтечей русофильского и провосточного национал-большевизма. «Восточная идеология» и «восточная политика» (Ostpolitik) определяли судьбу Германии многие и многие годы. Это и парадоксальные повороты политики в годы Семилетней войны (1756-1763) XVIII столетия, и союз с Россией Александра I в XIX веке, и сближение императоров Николая II и Вильгельма II, обернувшееся из-за откровенно враждебных интриг чудовищной европейской бойней с миллионами убитых и искалеченных. Социал-демократ Вилли Брандт, бывший четвёртым Федеральным канцлером ФРГ с 1969-го по 1974 годы, воевал в Испании в составе интернациональных бригад и позднее, став главой государства, проводил «восточную политику» диалога и сотрудничества между странами Западной, капиталистической, и Восточной, социалистической, Европы. В новейшей истории взаимоотношений между Советским Союзом и затем Российской Федерации с Германией восточное направление было наиболее приоритетным и, без сомнения, продуктивным.
В 1918 году немецкие социал-демократы, «социал-шовинисты» по меткому ленинскому определению, ставшие полновластными хозяевами веймарской Германии, заняли антисоветскую и, следовательно, и антирусскую позицию. Но зато среди правых, разделённых на десятки разнородных групп, фракций и партий, появились сторонники России, пусть даже и ленинской, советской, большевистско-марксистской. В 1920 году наиболее открыто и осмысленно заявила о себе так называемая «Dritte Kraft» — то есть «Третья Сила», направленная как на спокойный, без яростных идейных споров, диалог и даже на союз с большевиками-антизападниками. С геополитической точки зрения большевистская Советская Россия и Германия в конце 1910-х годов и в последующие 1920-е годы, вчерашние непримиримые враги, были связаны одной «теллурической судьбой» («destin tellurique»). Артур Мёллер ван ден Брук, отнюдь не принимая большевистскую ленинскую идеологию, оставался при этом последовательным националистом-«младоконсерватором» (jungkonservativ) и пророчески смотрел в будущее российско-германского союза. Он видел в марксистском коммунизме грубую силу разрушения и в ответ предлагал вариант «немецкого социализма» — не созданный по чьей-то указке «клон» советской модели, но свой, национальный, который также может быть верным союзником антикапиталистического СССР. Он полагал, что национальный пролетариат, просвещённый и руководимый добросовестными «работниками умственного труда», может стать не менее мощным оружием освободительной революции подобно большевистско-коммунистическому натиску на плутократию поработителя-Запада, ведущего войну против освобождённых и освобождающихся народов Востока.
«Третий Рейх — Das Dritte Reich» Мёллера ван ден Брука, его пророческое откровение в смутную эпоху крушения европейского гуманизма, был консервативным, революционным и, на что нужно обратить особое внимание, христианским евангелием неизбежного пришествия «Царства Духа Святого». Он, что немаловажно, не поддался на ядовитый «соблазн» повального увлечения ницшеанством и остался на антинигилистических и подлинно гуманистических позициях своего русского духовного учителя — православного христианина Фёдора Михайловича Достоевского. Дехристианизацию Германии и «ариизацию» как поиск «истинной религии» Мёллер ван ден Брук считал, в принципе, глубоко нездоровым явлением. Для него немецкая и европейская культура — это культурно-цивилизационный и духовно-религиозный синтез греко-римской античности и христианства. Но он, между тем, ясно осознавал, что снова наступили времена «варваров», молодых, то есть «национал-большевистских», наций, и потому нужно их воинственную энергию перенаправить в более гуманное, созидательное и традиционно-религиозное русло. Однако духовная, эстетическая и политическая революция, о которой мечтал и в которую верил Артур Мёллер ван ден Брук, так и не осуществилась, так как в веймарской Германии, как и ранее в кайзеровском Рейхе, победило буржуазное-обывательское и приземлённо-стадное «Царство Хама». Но остался могучий консервативно-революционный и национал-большевистский замысел, направленный против вырождения, деградации и окончательного падения человечества как разумного, на что хотелось бы очень надеяться, вида. «Третий Рейх» как «Третье Царство Духа Святого» — это светлая, пусть даже и кажущаяся где-то наивной и никогда неосуществимой, ибо уже были «горе-строители», Надежда на его Выздоровление.
Подготовлено Алексеем Ильиновым по материалам блога Робера Стойкерса «EURO-SYNERGIES» — http://euro-synergies.hautetfort.com