Всю работу с молодежью координирует в Русской Православной Церкви Отдел по работе с молодежью, созданный определением Священного Синода в декабре 2000 года. Раньше подобной структуры не существовало.Но работа с молодежью - в той или иной форме - всегда проводилась.
Возглавляющий синодальный отдел по работе с молодежью архиепископ Костромской и Галичский Александр (Могилев) и прежде занимался молодежными проблемами, с января 1991 г. был председателем Всецерковного православного молодежного движения (ВПМД). В своих публичных выступлениях Архиепископ Александр постоянно подчеркивал значение работы с молодежью для оживления церковной жизни, для придания ей новизны и динамизма.
ВПМД на сегодняшний день объединяет самые разные православные молодежные движения, занимающиеся самыми разными видами деятельности. Среди них:
- молодежные паломнические группы для совместного посещения православных святынь;
- центр "Реставрос", объединяющий добровольцев, желающих помогать в восстановлении разрушенных храмов, в том числе отдаленных сельских;
- Федерация православных следопытов (30 лагерей общей численностью свыше трех тысяч человек);
- "Русские витязи" - православное объединение скаутского типа.
Как отмечал в публичных выступлениях Архиепископ Александр, при всей важности этой централизованной работы она имеет мало смысла, если ничего не делается для молодежи в приходах. "Вся молодежная работа в Православной Церкви, - говорил владыка Александр на II Всецерковном съезде епархиальных миссионеров в ноябре 1999 г., - должна строиться в приходской общине... В ней подросток или юноша должны найти ответы на самые сокровенные вопросы, получить опыт общения и в том числе навыки решения практических жизненных вопросов... обрести реальный опыт церковной жизни, выразить себя в диаконическом (социальном - Ф.Т.) служении, найти друзей среди единомышленников".
В московской приходской практике известны разные формы молодежной работы: издание силами молодых прихожан приходских листков, газет и журналов; создание дискуссионных клубов (так, при храме Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке не первый год работает воскресный семинар для молодых прихожан "Наша вера") и групп по изучению православного богословия; работа юношей и девушек в антисектантских центрах; преподавание в воскресных школах для детей; создание молодежных церковных хоров и школ церковного пения; обучение молодежи иконописи и т.п.
Значительный опыт молодежного церковного движения заимствуется у молодежных организаций Русского зарубежья. Это чуть ли не единственный источник подобного опыта, так как в советское время ни о какой молодежной работе в Церкви не могло быть и речи. Как вспоминала настоятельница московского Зачатьевского монастыря игумения Иулиания (Каледа), православные девушки, в 1970-е гг. приходившие в свой приходской храм, расходились после службы строго поодиночке, чтобы через пять минут снова встретиться, но уже в метро, где никто не мог заподозрить по их юбкам и платочкам, что это православная молодежь. Если бы заподозрили, то пострадали бы не только они сами, но и их духовники, настоятель и староста их храма, их родители, давшие им христианское воспитание.
На Западе в этом смысле дышалось свободно. С начала 1920-х гг. православная эмигрантская молодежь год за годом создавала массовые сообщества молодых православных христиан. В 1924 г. в Пшерове под Прагой на 1-м Молодежном съезде было создано Русское студенческое христианское движение (РСХД), существующее до сих пор. Религиозное воодушевление участников Пшеровского съезда было так велико и необычно, что участники съезда стали называть свое учредительное собрание "пшеровской пятидесятницей" (в Пятидесятницу на св. Апостолов был ниспосланы дары Святого Духа, укреплявшие их в апостольском служении). В условиях русской эмиграции студенческое православное движение вело работу поистине апостольскую: РСХД создавало миссионерские школы и православные лектории, направляло молодежь в больницы и приюты, помогало в открытии православных храмов и становлении приходов русского рассеяния. В большой мере благодаря РСХД "русское рассеяние, - как говорил старейший иерарх Русской Православной Церкви, сам принимавший участие в 1920-е гг. в молодежном движении, Митрополит Сурожский Антоний (Блум), - стало спасительным сеянием православной веры в странах Запада". Постоянное общение православной молодежи с представителями инославных (католических и протестантских) молодежных организаций, - например, из знаменитой YMCA (Христианской ассоциации молодых людей) и др. подобных центров, - позволяли не только русским юношам и девушкам обогащаться инославным опытом, но и для многих западных христиан впервые во всей красоте раскрывало православие. Тем более что у истоков православных эмигрантских молодежных организаций стояли выдающиеся богословы и священники русского зарубежья - протоиерей Сергий Четвериков, священник Александр Ельчанинов, профессор (а впоследствии протоиерей) Василий Зеньковский и др.
Весь этот прежний опыт несомненно поучителен и важен для современной России. Но, увы, уже небезусловен. Если для русской заграничной молодежи 1920-х гг. христианская вера была отчасти забытой, но все же не утраченной, а потому легко вновь воспринятой и углубленной, то молодежь рубежа XX-XXI вв. уже не христианская в своем большинстве. Ей уже недостаточно христианскую веру объяснять - в нее теперь необходимо обращать, растолковывая при этом каковы ценности и заповеди, каковы традиции и обычаи, каково содержание этой веры. Своего рода христианский "инстинкт", который был у той молодежи, едва ли наличествует у этой. Наркомания и разврат, апатия и безрассудство стали общим явлением в молодежной среде так давно, что говорят об этом уже вяло и без интереса. Хотя очевидно, что "волна суицидов, маргинализация и криминализация современного молодого поколения - это плата общества за невнимание к потребностям молодежи, к ее интересам и сущностным основам ее жизни, - говорит Архиепископ Александр. - На смену идеалам Чапаева и Котовского пришел образ нового русского криминального авторитета".
Вероятно, интересным будет для современного православного молодежного движения в России опыт других Православных Церквей: например, Американской Православной Церкви, где существует великое множество форм работы с молодыми православными, или Польской Православной Церкви, в которой ежегодно проводятся молодежные крестные ходы (с проведением во время них семинаров и встреч по интересам) к чудотворной Ченстоховской иконе Божией Матери.
ВПМД на сегодняшний день объединяет самые разные православные молодежные движения, занимающиеся самыми разными видами деятельности. Среди них:
- молодежные паломнические группы для совместного посещения православных святынь;
- центр "Реставрос", объединяющий добровольцев, желающих помогать в восстановлении разрушенных храмов, в том числе отдаленных сельских;
- Федерация православных следопытов (30 лагерей общей численностью свыше трех тысяч человек);
- "Русские витязи" - православное объединение скаутского типа.
Как отмечал в публичных выступлениях Архиепископ Александр, при всей важности этой централизованной работы она имеет мало смысла, если ничего не делается для молодежи в приходах. "Вся молодежная работа в Православной Церкви, - говорил владыка Александр на II Всецерковном съезде епархиальных миссионеров в ноябре 1999 г., - должна строиться в приходской общине... В ней подросток или юноша должны найти ответы на самые сокровенные вопросы, получить опыт общения и в том числе навыки решения практических жизненных вопросов... обрести реальный опыт церковной жизни, выразить себя в диаконическом (социальном - Ф.Т.) служении, найти друзей среди единомышленников".
В московской приходской практике известны разные формы молодежной работы: издание силами молодых прихожан приходских листков, газет и журналов; создание дискуссионных клубов (так, при храме Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке не первый год работает воскресный семинар для молодых прихожан "Наша вера") и групп по изучению православного богословия; работа юношей и девушек в антисектантских центрах; преподавание в воскресных школах для детей; создание молодежных церковных хоров и школ церковного пения; обучение молодежи иконописи и т.п.
Значительный опыт молодежного церковного движения заимствуется у молодежных организаций Русского зарубежья. Это чуть ли не единственный источник подобного опыта, так как в советское время ни о какой молодежной работе в Церкви не могло быть и речи. Как вспоминала настоятельница московского Зачатьевского монастыря игумения Иулиания (Каледа), православные девушки, в 1970-е гг. приходившие в свой приходской храм, расходились после службы строго поодиночке, чтобы через пять минут снова встретиться, но уже в метро, где никто не мог заподозрить по их юбкам и платочкам, что это православная молодежь. Если бы заподозрили, то пострадали бы не только они сами, но и их духовники, настоятель и староста их храма, их родители, давшие им христианское воспитание.
На Западе в этом смысле дышалось свободно. С начала 1920-х гг. православная эмигрантская молодежь год за годом создавала массовые сообщества молодых православных христиан. В 1924 г. в Пшерове под Прагой на 1-м Молодежном съезде было создано Русское студенческое христианское движение (РСХД), существующее до сих пор. Религиозное воодушевление участников Пшеровского съезда было так велико и необычно, что участники съезда стали называть свое учредительное собрание "пшеровской пятидесятницей" (в Пятидесятницу на св. Апостолов был ниспосланы дары Святого Духа, укреплявшие их в апостольском служении). В условиях русской эмиграции студенческое православное движение вело работу поистине апостольскую: РСХД создавало миссионерские школы и православные лектории, направляло молодежь в больницы и приюты, помогало в открытии православных храмов и становлении приходов русского рассеяния. В большой мере благодаря РСХД "русское рассеяние, - как говорил старейший иерарх Русской Православной Церкви, сам принимавший участие в 1920-е гг. в молодежном движении, Митрополит Сурожский Антоний (Блум), - стало спасительным сеянием православной веры в странах Запада". Постоянное общение православной молодежи с представителями инославных (католических и протестантских) молодежных организаций, - например, из знаменитой YMCA (Христианской ассоциации молодых людей) и др. подобных центров, - позволяли не только русским юношам и девушкам обогащаться инославным опытом, но и для многих западных христиан впервые во всей красоте раскрывало православие. Тем более что у истоков православных эмигрантских молодежных организаций стояли выдающиеся богословы и священники русского зарубежья - протоиерей Сергий Четвериков, священник Александр Ельчанинов, профессор (а впоследствии протоиерей) Василий Зеньковский и др.
Весь этот прежний опыт несомненно поучителен и важен для современной России. Но, увы, уже небезусловен. Если для русской заграничной молодежи 1920-х гг. христианская вера была отчасти забытой, но все же не утраченной, а потому легко вновь воспринятой и углубленной, то молодежь рубежа XX-XXI вв. уже не христианская в своем большинстве. Ей уже недостаточно христианскую веру объяснять - в нее теперь необходимо обращать, растолковывая при этом каковы ценности и заповеди, каковы традиции и обычаи, каково содержание этой веры. Своего рода христианский "инстинкт", который был у той молодежи, едва ли наличествует у этой. Наркомания и разврат, апатия и безрассудство стали общим явлением в молодежной среде так давно, что говорят об этом уже вяло и без интереса. Хотя очевидно, что "волна суицидов, маргинализация и криминализация современного молодого поколения - это плата общества за невнимание к потребностям молодежи, к ее интересам и сущностным основам ее жизни, - говорит Архиепископ Александр. - На смену идеалам Чапаева и Котовского пришел образ нового русского криминального авторитета".
Вероятно, интересным будет для современного православного молодежного движения в России опыт других Православных Церквей: например, Американской Православной Церкви, где существует великое множество форм работы с молодыми православными, или Польской Православной Церкви, в которой ежегодно проводятся молодежные крестные ходы (с проведением во время них семинаров и встреч по интересам) к чудотворной Ченстоховской иконе Божией Матери.
Источник: Страна.Ru — http://www.strana.ru/society/religion/2001/05/14/989838603.html (Web-архив, 2001 г.)