Должно быть четкое разделение функций между священством (жречеством) и идеологами. Опыт новейшего времени, когда из-под пера священников выходили труды по философии, истории, физике, химии, геологии, биологии, математике ниже всякого плинтуса, за качество которых просто стыдно, требует четко проговорить это.
Да, бывают единичные исключения. Да, есть один, два, три священника, монаха или епископа, которые действительно понимают суть вещей. Но эти единичные исключения на миллион никак не затрагивают общее правило. Которое, на мой взгляд, должно заключаться в том, что функции проповеди - думаю, даже проповеди после церковной службы! - и вообще функции идейной обработки православного населения - должны брать на себя консервативные, традиционалистские идеологи. Типа Гоголя, Достоевского, Победоносцева, Леонтьева, Карсавина. (Хорошо бы, чтобы еще и масштаба соответствующего.)
В руках священника - власть крестить, причащать Тела и Крови, венчать, отпевать, проклинать, благословлять.
Строить теорию, философию, учение, а также высказываться по частным вопросам политики, истории, физики, химии, математики, биологии - всё же не дело священника, если речь не идет о единичных исключениях.
Пусть батюшка служит литургию или проводит молебен. А после него пусть слово к прихожанам говорит специалист-мирянин по этой части. Так священство/пастырство и "пасторство" (идеология) будут разведены. И священники сосредоточатся, наконец, на Жертве и на Таинствах, избавившись от несвойственных им функций.
Опубликовано в блоге Максима Медоварова: