четверг, 20 февраля 2014 г.

Немецкий Власов

"Новая Германия — 17-я советская союзная республика".
С тех пор как триколор сменил над Кремлём красный флаг, закономерно у нас стали слишком много писать о генерал-предателе Власове и «власовцах». Так много, что скоро у русских из-за «миллионов власовцев», приправленных «штрафбатами» и «заградотрядами», окончательно разовьется комплекс исторической неполноценности, и никакая казённая пропаганда тут уже не поможет. При этом мало кто помнит, что, например, «власовцами» во Вторую мировую стали едва ли не все генералы Франции… Но самое забавное, что на фоне раздутых историй о генерале Власове, практически никто не помнит и не знает о существовании его «аналога» на нашей стороне. Да, да, кроме советских генералов, переметнувшихся на сторону Гитлера (или как пишут идиоты – «решивших бороться за освобождение русских арийцев от кровавых большевиков»), были немецкие генералы, в ходе войны оказавшиеся на нашей стороне.
Таким «немецким Власовым» был генерал от артиллерии вермахта Вальтер фон Зейдлиц-Курцбах (Seidlitz-Kurtzbach), немецкий аристократ и потомок легендарного для германской истории барона Фридриха-Вильгельма Зейдлица, кавалерийского генерала эпохи прусского короля Фридриха Великого (в русской истории, пожалуй, его ближайший аналог – «сиятельный князь» Меньшиков при Петре I).
Генерал Вальтер фон Зейдлиц, кавалер Железного креста еще с 1-й Мировой, которую начал лейтенантом, а закончил капитаном, проведя все четыре года в окопах. С началом Второй мировой войны Зейдлиц командиром дивизии воевал в Польше и во Франции. В войне против СССР участвовал с первого дня. Зейдлиц спас от уничтожения шесть немецких дивизий, окруженных под Демянском в феврале 1942 г. (самое первое крупное окружение, осуществленное нашими войсками в ходе войны). Три дивизии под командованием Зейдлица за несколько недель боев прорвались через пять укрепленных позиций наших войск и ко дню рождения фюрера – 20 апреля 1942 г. - пробили 40-километровый коридор к немецким окруженцам.
Под Сталинградом Зейдлиц командовал пехотным корпусом, именно он взял штурмом Мамаев курган… В ноябре 1942 г., сразу после того как советские армии взяли немцев в кольцо, среди окруженных только генерал Зейдлиц (считавшийся в вермахте главным специалистом по деблокаде котлов), наплевав на приказы Гитлера, предпринял энергичные меры к попытке прорыва из окружения. Но командующий армией Паулюс его не поддержал. Зейдлица требовал прорыва до января 1943-го. 25 января, видя упущенные возможности и безнадежное положение окруженцев, Зейдлиц предложил Паулюсу капитулировать, а после его отказа отдал приказ, разрешавший командирам полков и батальонов сдаваться в плен. После чего Зейдлица, фактически, отстранили от командования корпусом. Впрочем, не надолго…
Уже 31 января три советских бойца во главе с 18-летним сержантом вошли в штаб 295-й пехотной дивизии вермахта в одном из подвалов центра Сталинграда и пленили трёх генералов вермахта: генерал-майора Корфёса, генерал-лейтенанта Пфеффера и генерал-лейтенанта фон Зейдлиц-Курцбаха.
Вечером того же дня в землянке командующего 62-й армией Василия Ивановича Чуйкова, когда речь зашла о войне России и Пруссии двухвековой давности, Зейдлиц заплакал…Возможно, он вспомнил своего прапрадедушку, штурмовавшего занятый русскими курган Большой Шпиц на берегу Одера, совсем как его потомок штурмовал Мамаев у Волги. Кончилось всё, примерно, одинаково – полным разгромом великолепных немецких войск.
11-12 сентября 1943 года в лагере военнопленных в поселке Лунево под Москвой был основан Союз немецких офицеров. На этом «съезде» присутствовало около сотни пленных немецких офицеров и немецкие коммунисты, бежавшие в СССР еще до начала войны. Президентом Союза был избран Вальтер фон Зейдлиц, вице-президентом - генерал-лейтенант Александр Максимилиан фон Даниэльс (командир сформированной во Франции дивизии вермахта, также сдавшийся в плен в Сталинграде на пару дней раньше Зейдлица).

Народная Армия Германии против "Рейха".
Зейдлиц также стал заместителем председателя Национального Комитета «Свободная Германия» - этакого прорусского мини-правительства Германии в изгнании. В Комитет входил немецкий коммунист Вильгельм Пик, будущий первый президент ГДР. Председателем Комитета был немецкий поэт Эрих Вайнерт. Комитет издавал собственную газету «Свободная Германия», которая забрасывалась в расположение немецких войск. Редколлегию возглавлял бывший командир 24-й танковой дивизии вермахта генерал-майор фон Ленски.
Всего же в 1943-44 гг. с СССР в той или иной степени сотрудничало около 50 пленных немецких генералов. Это в два раза больше числа советских генералов, пошедших в плену на сотрудничество с немцами.
В гитлеровской Германии Зейдлиц был обвинен в предательстве и в апpеле 1944 г. заочно приговорен к смертной казни. Фельдмаршал Паулюс выступил с обращением к немецкой армии в защиту Вальтеpа фон Зейдлица. Кстати, в секретных документах НКВД по работе с военнопленными Паулюс и Зейдлиц проходили под оперативными кличками, соответственно, «Сатрап» и «Презус». С «сатрапом» всё понятно, а «презус» - так в эпоху русских войн с королём прусским Фридрихом называлась должность военного судьи. Такой чекистский юмор.
Зейдлиц написал для Сталина и высшего советского руководства подробный меморандум, ставший особо секретным на много десятков лет. В «Меморандуме Зейдлица» предлагалось сформировать армию из немецких военнопленных для войны против Гитлера.
Сталин на это предложение Зейдлица не пошёл. В 1943 году просто еще не было достаточного количества немецких пленных и перебежчиков, а в 1944-ом нужды в их услугах уже не было. Хотя отдельные группы немецких военнопленных на подсобных работах у линии фронта в конце войны использовались достаточно широко.
Ну а союзники Гитлера румыны и финны в конце войны просто в полном составе переметнулись на другую сторону – и румынский король Михай и доблестный финский маршал Маннергейм успели повоевать против немцев за товарища Сталина.
Зейдлиц даже предлагал сформировать из пленных немецких добровольцев десантную часть, для высадки на ставку фюрера в Восточной Пруссии и захвата Гитлера. Накануне штурма Кёнигсберга Зейдлиц планировал сформировать под своим командованием немецкую дивизию Красной Армии для боёв в Восточной Пруссии. Сталин снова отказал. Он, похоже, вообще не доверял гиперактивному аристократу Зейдлицу и предпочитал исполнительных немецких коммунистов из бывшего Коминтерна.
Обращение Зейдлица к немецким солдатам ускорило капитуляцию окруженного гарнизона Кёнигсберга. По мнению современных немецких историков, существование Союза офицеров Зейдлица блокировало также попытки немцев организовать и некое подобие партизанской войны на востоке Германии.
Ну а в свете ныне существующих в России всяческих узколобых любителей «восточных формирований вермахта», решение Сталина отказать Зейдлицу представляется ошибочным – бравые офицеры вермахта в мундирах с красными звёздами смотрелись бы для потомков очень красноречиво…
«По-видимому, Германия будет поделена между США, Англией, СССР и Францией… - оценивал генерал Зейдлиц итоги Ялтинской конференции. - Лучшим исходом для Германии было бы присоединение к СССР в качестве 17-й советской союзной республики». Эти слова произнесены не просто немецким генералом, а родовитым прусским аристократом, потомком одного из основателей германской государственности Нового времени.
Кстати, когда СССР начал войну с Японией свыше двух сотен пленных немецких летчиков подали заявления о зачислении добровольцами в советскую авиацию...
В конце 1945-го года Зейдлиц некоторое время проживал на подмосковной даче, где консультировал создателей фильма "Сталинградская битва", а также по заданию военно-исторического управления Генштаба СССР написал воспоминания о ходе боев на советско-германском фронте. Это, однако, не помешало советскому суду (кстати, на основе показаний фельдмаршала Паулюса!) в 1950 г. впаять «немецкому Власову» 25 лет за военные преступления.
Впрочем, уже через 5 лет, после смерти Сталина, генерала выпустили на волю. Он вернулся в разделённую на части Германию в том же году, когда была создана Nationale Volksarmee – Народная армия Германской Демократической Республики, самый боеспособный и надежный союзник Советской армии. Офицерская форма Volksarmee до самого конца ГДР очень уж напоминала форму офицеров вермахта.
Вальтер фон Зейдлиц-Курцбах умер 28 апреля 1976 г. в возрасте 87 лет.
Забавно, что 23 апреля 1996 г. генерала Зейдлица реабилитировали в России, признав что в 1941-42 гг. он не совершал военных преступлений. К тому времени СССР, государства победившего гитлеровскую Германию, уже не существовало. Его погубили предатели, по сравнению с которыми любой Власов покажется почти честным человеком.

Вий

Источник: "Л - ка", №314, 2007 г.