Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память — наша совесть.
Она,
Как сила, нам нужна...
Юрий Воронов
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память — наша совесть.
Она,
Как сила, нам нужна...
Юрий Воронов
*Order Of Victory "Calamitas Virtutis Occasio Est" (2014, Casus Belli Musica)*
Всё наше безразлично-обыденное бытие, в котором, к величайшему несчастью, бездарно утрачен даже сам смысл жизни, в один день может измениться. Без права на возвращение на круги своя. Всё замрёт, оледенеет и будет агонизировать, медленно, капля за каплей, отдавая последнее тепло неустанно атакующей стуже. То, что казалось ранее таким привычным, размеренным и скучным, исчезнет и станет безъязыким и бесплотным призраком. Твой Город, где ты, мой современник, родился, вырос, живёшь, работаешь и, быть может, даже растишь детей и надеешься на лучшее будущее, будет умирать вместе с тобой. И в нём уже не будет больше нервных транспортных пробок, рекламного сумасшествия и гудящих людских толп в бесчисленных гипермаркетах. В Городе будут только ВОЙНА, ХОЛОД, СМЕРТЬ и ГОЛОД. Ветераны войны в Чечне рассказывали Вашему покорному слуге, как страшно горел зимой 1994 - 1995 годов город Грозный и как в нём гибли люди. Самый обыкновенный человек в подобных условиях меняется фактически сразу же — либо оскотинивается, либо, превозмогая муки, остаётся Человеком. Мы, привыкшие к домашнему теплу, к постоянной сытости и уютной клавиатуре компьютера, не знаем, что такое артобстрелы и бомбёжки, что такое вечное недоедание и неуёмное чувство ГОЛОДА. На наших глазах, лишённых голодного блеска, не умирали наши родные и соседний дом, где жил твой школьный приятель, не рушился от попавшей в него авиационной бомбы. Мы — «типичные» представители своего беспамятного поколения. Мы зубоскалим, гримасничаем и как-то уродливо посмеиваемся над тем, перед чем должны стать на колени и преклонить глупые наши головы. Способны ли мы с тобой на это, мой современник?
Прежде всего хотелось бы сказать несколько слов о лейбле Casus Belli Musica (http://www.casusbellimusica.com/), который издал новую работу воронежского martial/neo-folk дуэта Order Of Victory. Для его команды этот важнейший релиз стал, не побоюсь это утверждать, настоящим Моментом Истины, ибо однажды происходит нравственно-духовное Взросление, когда на задний план отходят, как будто, былые «достижения» и Зрелость вступает в свои права. Примером тому раздражённо-«нравоучительная» реакция на новинку в Интернете, где стёрты границы между зыбкой «виртуальностью» и совсем не «глянцевой» действительностью. Правда всегда неуютна. Особенно если это разящая и беспощадная, точно вражеская пуля, Правда. Именно за это и хочется особенно поблагодарить Casus Belli Musica.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне.
И может показаться:
Правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда —
Не права!
(Юрий Воронов)
Мини-альбом Order Of Victory «Calamitas Virtutis Occasio Est» вписал свои несколько строчек в скорбную Блокадную Книгу, которая никогда не будет закончена, ибо невозможно её завершить и удовлетворённо поставить финальную точку. Это молитва ребят, Алексея и Екатерины, участников проекта. Две человеческие молитвы — «Память» и «Напои меня болью...». Поймём ли мы их? Кому они предназначены? Прежде всего нам, пленённым «другой» Блокадой — Блокадой Беспамятства. Эта «блокада» куда страшнее всех налётов, обстрелов, нечеловеческих холодов и голода, ибо она вымораживает последние, всё ещё цепляющиеся за угасающий разум, остатки человечности. В первой композиции «Память» звучат бессмертные строчки поэта-фронтовика Юрия Петровича Воронова (13.I.1929 - 5.II.1993):
Вновь озноб ледяной волной,
Будто ток, пробежит по телу,
Если кто-то передо мной
На снегу поскользнётся белом.
Он, поднявшись, снежок стряхнёт.
Ни о чём у меня не спросит...
А меня на блокадный лёд
Снова память моя отбросит...
Это нас, неучей-недорослей, Память бросает туда, на Блокадный Лёд, лишая, как будто, твёрдой почвы комфорта под ногами. Под вой пикирующих «мессеров», осатанело уничтожающих бомбами и пулемётными очередями Дорогу Жизни. Это нам глотать ледяную ладожскую воду, уходя на дно вместе с расстрелянными «полуторками», везущими спасительный Хлеб Жизни. Это нам везти по улицам, на санках и на досках, наших умерших родных и близких. Это нам плакать вместе с почерневшими от горя и дрожащего света коптилок матерями, которые хоронят своих малышей в адских пастях траншей.
И тридцать лет, и сорок лет пройдёт,
А нам от той зимы не отогреться.
Нас от неё ничто не оторвёт.
Мы с нею слиты памятью и сердцем.
Она в нас, та Зима — в зареве ленинградских пожаров, в пронзающих чёрное слепое небо лучах прожекторов противовоздушной обороны, в остекленевших глазёнках убитых детишек и в ломтике хлеба в ладони. Она неистребима в нас, та Зима. Страшная и благословенная. Она научила нас Любить. Жить. Верить.
Вторая композиция «Напои меня болью...» — это тяжелейшее Испытание на Человечность, Совесть и Сострадание. На то, как мы различаем Добро и Зло. Я не буду скрывать того, что не смог эту пьесу «просто слушать» и «просто смотреть», так как она сопровождается видеорядом на втором, состоящем из семи видео-визуальных роликов («Рабочий», «Колыбельная для ангелов», «Кровь погибшего Лета и горькие слёзы Зимы», «Белый танец Смерти», «Артобстрел», «Цитадель», «Напои меня болью...»), DVD-диске. Я плакал, ибо невозможно не плакать, когда:
Материнские руки сжимались
От боги и гнева,
Свой последний кусок
В детский рот положить.
Эти сто двадцать пять граммов
Смертью пропахшего хлеба,
Никогда не забыть,
Ни за что не забыть.
В этих «ста двадцати пяти граммах» мы с тобой, мой современник. Мы слиты с ним, с этим маленьким кусочком, за которым истощённые, падающие прямо на улицах от бессилия, блокадники выстаивали бесконечные очереди. Помнишь ли ты это? Помнишь ли полутьму в ленинградских булочных и дрожание непослушных от холода рук с заветным хлебным ломтиком?
В видеоряде «Напои меня болью...» есть всё это — плач матери, тельце погибшего ребёнка, люди-тени на Неве и на заваленных снегом улицах, везущие на кладбище умерших, убиваемый ежедневно, ежечасно, ежеминутно Ленинград, продолжающий, тем не менее, ЖИТЬ. Помнишь ли, мой современник, тех двоих ребятишек, что тянут за собой по невскому льду гроб на саночках? Кто в нём? Мама? Помнишь ли чаши весов с блокадной нормой хлеба? А помнишь ли маленькую девочку по имени Таня? Таню Савичеву, которая вела свой Дневник? «Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня...»...
Никогда не забыть,
Ни за что не забыть.
Признаюсь, что впервые я услышал композиции, вошедшие в «Calamitas Virtutis Occasio Est», задолго до официального релиза. В тот хмурый ноябрьский день ушедшего уже года мы разговаривали с Алексеем и Екатериной о многом — о музыке, о поэзии, о недавнем концерте «патриархов» европейского дарк-фолка Death In June, о философии, о «евразийском мартиал-индустриальном фронте» и, самое главное, о беспамятстве и грехе забвения, ибо это непростительный грех. Беседа затянулась почти до полуночи. Мы пили чай и всё говорили, говорили и говорили... О том, что выросло целое поколение недорослей, совершенно лишённое чувства истории, о том, что ему неимоверно трудно делать выбор между Добром и Злом, ибо чересчур много обманных «соблазнов» и «виртуальной» кривды. Order Of Victory, Алексей и Екатерина, именно поэтому и начали «свою» благородную Войну — чтобы сокрушить Блокаду Беспамятства и освободить всех нас — нас с тобой, мой современник! — во имя Победы Человечности, Разума, Добра и Вышней Правды. Память о Ленинградской Блокаде — это наш пароль, наша святыня, наша молитва, ибо каждый из нас — Блокадник, в непобеждённой душе которого Жизнь всегда побеждает Смерть.
Летят года, сменяя поколенья,
Мы свято помним истину одну:
На свете нет страшней греха забвенья!
Но не подвластен разум наш ему.
ВО ИМЯ ЖИЗНИ! ПОМНИ БЛОКАДУ!
Order Of Victory: "И я Тобой становлюсь, Эпоха" — http://www.rossia3.ru/culture/music/orderofvictory
Order Of Victory на Facebook — https://www.facebook.com/OrderOfVictory
CASUS BELLI MUSICA — http://www.casusbellimusica.com
3 февраля 2014 года от Р.Х.
Алексей Ильинов (Евразийское Движение - Воронеж)