"То, что происходит сейчас на "Майдане" гораздо больше
смысла самого "Майдана". И люди начинавшие сражаться с одной стороны
баррикад, порою в ходе самой революции оказываются с
противоположной. Одно очевидно - история не закончила свой ход на
постсоветском пространстве..."
Как и любое крупное историческое происшествие, то, что произошло и происходит ныне на Майдане очевидцам крайне сложно классифицировать, поскольку последствия подобных серьёзных исторических "завертей", как правило, проясняются спустя определённое время.
Но можно с уверенностью отметить радикальное отличие нынешних событий на Украине от случившейся десятью годами ранее оранжевой революции. Оранжевая революция была голой политической технологией - здесь мы можем наблюдать настоящее революционное движение масс. Политическая технология обходится чаще всего без насилия, глубоко не перепахивает социальные и политические пласты общества и боится радикализации.
Нынешний "Майдан" прямо противоположен политической технологии. Здесь мы можем наблюдать настоящее насилие, кровь и вызванное ею воодушевление и сплочение, как уличных революционеров, так и противостоящих им сил полиции. Очевидно, что разворачивающаяся перед нами историческая драма не постановочная, а "всамделишная" и вызвана какими-то глубокими внутренними причинами.
Но можно с уверенностью отметить радикальное отличие нынешних событий на Украине от случившейся десятью годами ранее оранжевой революции. Оранжевая революция была голой политической технологией - здесь мы можем наблюдать настоящее революционное движение масс. Политическая технология обходится чаще всего без насилия, глубоко не перепахивает социальные и политические пласты общества и боится радикализации.
Нынешний "Майдан" прямо противоположен политической технологии. Здесь мы можем наблюдать настоящее насилие, кровь и вызванное ею воодушевление и сплочение, как уличных революционеров, так и противостоящих им сил полиции. Очевидно, что разворачивающаяся перед нами историческая драма не постановочная, а "всамделишная" и вызвана какими-то глубокими внутренними причинами.
Вообще "Майдан" сильно напоминает Табор средневековых повстанцев еретиков - гуситов, что взывает к неким общеславянским архетипам военизированных стойбищ, например Запорожской сечи. И хотя идеология Майдана явно антироссийская и лидеры ориентированы на Запад, нельзя не отметить, что составляющая Майдан массовка не очень поддерживает своих лидеров. Сам повод для тусовки - пресловутая евроинтеграция, забылся одним из первых.
По сути мы наблюдаем восстание ради восстания, и войну ради войны. И именно поэтому то, что началось там, скоро не закончится. Люди, которые пришли воевать, почувствовали вкус борьбы и победы, не захотят расходиться.
Все будут требовать "продолжения банкета".
Украина неизбежно превратится в некую воронку перманентной дестабилизации, которая будет втягивать и втягивать в себя ресурсы и радикалов с разных противостоящих сторон, раскручиваясь тем самым всё более и более. Тех, кто ждал революции можно поздравить - она началась! Конечно не так, как мы ожидали, и не там, и не под теми лозунгами. Но в история не пишется по схематическим планам. Одно очевидно - на постсоветской территории образовался огромный очаг дестабилизации, который будет только разрастаться. А вот в какую идеологическую сторону, и какой вектор, в конце концов, примет это движение - это большой вопрос?
Революции, как мы знаем из учебников истории, развиваются по ступеням. И как это зачастую бывает, принимают совсем иное направление и оттенок нежели изначально. То, что происходит сейчас на "Майдане" гораздо больше смысла самого "Майдана". И люди начинавшие сражаться с одной стороны баррикад, порою в ходе самой революции оказываются прямо с противоположной. Одно очевидно - история не закончила свой ход на постсоветском пространстве. Чужой успех заразителен и перемены возможно ждут нас всех.
Опубликовано на Портале сетевой войны: