Изобретенные век назад бронированные чудовища – танки стали символом и ужасом современных войн. Покрытые крепкой броней стальные монстры с крупнокалиберными пушками могут сеять смерть и разрушение на сотни метров вокруг. Однако, как большой слон боится маленькую мышь, так и бронированное чудовище может потерпеть поражение в схватке с простым пехотинцем.
С момента появления на поле боя танков противоборствующие армии стремились найти средства их поражения. Конечно же, лучшим способом борьбы с бронированной техникой до сих пор остается противотанковая артиллерия, ствольная и реактивная. Сильным противником для танков стали более поздние изобретения военного гения – ударные самолеты и вертолеты. Танковые отряды могут существенно сократить свою численность при столкновении с минными полями. Но в конце концов на поле боя танк оказывается один на один со своим главным противником – солдатом. У него может не оказаться ни бронебойных снарядов, ни даже противотанкового гранатомета или мины, но солдатская смекалка, сконцентрированная из опыта предыдущих сражений, может помочь ему выжить.
При всей мощи танка по сути он является зверем с ярко выраженным дефектом зрения – дальнозоркостью. Оснащенный оптическими прицелами и даже тепловизорами он хорошо видит, что творится в километрах впереди него, но может не заметить того, что происходит у него перед самым носом.
Именно на этом феномене и основан ряд способов борьбы с танками, применявшихся еще во времена второй мировой войны. Самым незатейливым способом борьбы с танками, по-видимому, стоит считать рекомендованное советским генералом Ватутиным замазывание смотровых щелей и проборов наблюдения бронированной техники «грязь-глиной». Ослепший танк становился хорошим охотничьим трофеем для советских солдат. Творческий подход генерала Ватутина впоследствии нашел свое развитие и в Советской Армии. В мотострелковых частях СССР регулярно проводились тренировки, в ходе которых боец, вооруженный всего лишь плащ-палаткой должен был взобраться или спрыгнуть на танк и вверенным ему вооружением закрыть танковые приборы наблюдения. Вместо плащ-палатки могли использоваться и другие подручные средства. Кстати такой способ борьбы с танками был широко разрекламирован и в популярном советском фильме «Максим Перепелица», только вместо плащ-палатки использовалась обычная шинель. Также, в 1991 году во время путча именно таким способом был остановлен один из танков, подчинявшихся ГКЧП.
Если у советских солдат на первый план выходила проблема лишения экипажа танка обзора, то у финских солдат периода Зимней войны и у британских «хоумгвардейцев», готовившихся защищать свой остров от вторжения танковых армад Вермахта на первое место выходило лишения танка подвижности. Решать эту проблему рекомендовалось тоже достаточно простым способом – просто несколько дюжих бойцов (или один особо крепкий «истребитель танков») должны были засунуть в ходовую часть машины бревно или лом. При удачном стечении обстоятельств танк лишался гусеницы или катка, застывал на месте и потом с ним можно было расправляться любыми доступными способами.
Ну и в качестве довольно комического способа можно отметить еще одни рекомендации к финским ополченцам, которым при прорыве советских танков за линию фронта рекомендовалось убирать с развилок дорожные указатели, чтобы советские танкисты теряли ориентировку.
Наверное, комичной выглядит и рекомендация советским и немецким пехотинцам и противотанкистам в бою стрелять по стволу пушки и пулемета. Это какую же нужно иметь меткость, чтобы угодить хотя бы метров с двухста в движущуюся цель такого небольшого размера, как пушка? Однако все шутливое настроение пропадает после изучения боевых отчетов танкистов советского Западного фронта в 1941 году. Попадания в ствол танков Т-34 действительно фиксировались и у танкистов появлялась реальная проблема – на каком расстоянии от обреза ствола можно отпиливать поврежденный кусок? Технические службы сошлись на мысли, что от участка размером в десять калибром можно избавиться без особых помех для характеристик машины. Стоит отметить, что наши наводчики противотанковых ружей старались поразить танк, например не просто в гусеницу, но в «палец», которые соединяет звенья гусеничной цепи. На этом фоне упражнение по поражению ствола танковой пушки выглядело достаточно тривиальной задачей.
Самая же насыщенная инструкция с описанием способов борьбы с танками при помощи подручных материалов, по видимости была составлена в Великобритании в период подготовке к обороне от вторжения нацистской Германии.
Так английским ополченцам предписывалось формировать команды охотников за танками, состоящие из четырех человек. На вооружении у каждой такой команды должны были иметься рельс (место, где его добыть ополченцам предлагалось додумать самостоятельно), одеяло, ведро с бензином и коробок спичек. Команда должна была находиться в засаде на улице, по которой возможно движение танков. При появлении вражеской машины двое ополченцев поднимали рельс, которых для удобства обращения был завернут с одной стороны в одеяло и должны были вогнать его в ходовую часть танка, то есть в промежуток между гусеницами и корпусом, ближе к ведущему колесу, чтобы гарантированно лишить танк подвижности. После этого на использованное одеяло третий номер из расчета «истребителей» выплескивал ведро бензина, а четвертый номер расчета поджигал одеяло заблаговременно припасенными спичками.
В местах, где отсутствовали рельсы, одеяла, бензин и спички, британские ополченцы должны были вооружаться обычными бытовыми молотками и гранатами. В этом случае «охотник» должен был поджидать немецкий танк на втором этаже доме, при его появлении спрыгивать ему на корпус и громко стучаться молотком в командирский люк. Встревоженный командир немецкого танка должен был по замыслу составителей инструкции отрыть люк и удивленно озираться, после чего британскому ополченцу оставалось только забросить в танковый люк гранату, после чего захлопнуть люк.
Вообще во время Второй мировой средства поражения танков, как то взрывчатка или горючие жидкости уже были изобретены и припасены в достаточном количестве, но вот со средствами доставки этих поражающих элементов были большие проблемы. Поэтому практически все воюющие страны старались использоваться для доставки взрывчатки к вражеским машинам людей, ну или на крайний случай собак. И страны Оси и союзники творчески соревновались в самоубийственности методов доставки средств поражения. Наверное, все помнят эпизод из великолепного фильма «Спасти рядового Райана», где герои Тома Хэнкса и Мэтта Деймонда запихивали брикеты взрывчатки в обмазанные тавотом солдатские носки. Советские военные изобретатели еще в 1942 году провели испытание подобного противотанкового липко-взрывного средства, но в массовом порядке в войска бомбы-липучки не пошли.
Наиболее радикально к проблеме доставки взрывчатки к танкам подошли конечно же японцы, которые в массовом порядке использовали самоходные противотанковые управляемые мины, имеющие блок селекции ложных целей и высокоинтеллектуальную систему наведения, мощностью в одну человеческую силу. Советские военные в этом случаи ограничивались использованием блока управления из собаки, и показывали результаты ничуть не хуже японцев.
Американцы под танки с минами своих солдат не бросали, но выдавали им шест, к которому была привязана взрывчатка «Си-4». Конечно же, после размещения такой мины на танке ее оператор имел не так много шансов отойти на безопасное расстояние. Чуть больше шансов было у немецких панцергренадеров, которые руками на своем горбу доставляли в советскому танку кумулятивную магнитную мину «Panzerhandmine». Этот способ показал достаточно хорошую эффективность так, что вермахт даже озаботился вопросом покрытия танком специальным антимагнитным составом – циммеритом, хотя советские войска в массовом порядке магнитные мины не использовали.
Американцы под танки с минами своих солдат не бросали, но выдавали им шест, к которому была привязана взрывчатка «Си-4». Конечно же, после размещения такой мины на танке ее оператор имел не так много шансов отойти на безопасное расстояние. Чуть больше шансов было у немецких панцергренадеров, которые руками на своем горбу доставляли в советскому танку кумулятивную магнитную мину «Panzerhandmine». Этот способ показал достаточно хорошую эффективность так, что вермахт даже озаботился вопросом покрытия танком специальным антимагнитным составом – циммеритом, хотя советские войска в массовом порядке магнитные мины не использовали.
Ну а если не магнит, то немцы планировали использовать ковбойский опыт своих заклятых друзей – американцев и рекомендовали своим солдатам изготовлять боло (своеобразные петли-лассо) из ручных гранат, которые потом набрасывать на танк.
Вообще, немецкие панцергренадеры были весьма изобретательны в борьбе с советскими танками, но некоторые их способы смахивали уж совсем на акты полного отчаяния. Так, бойцу вермахта рекомендовалось взобраться на корму советского танка, топором прорубить стальные жалюзи машинного отделения либо крышки вентиляционных люков, а уже потом забросить туда гранату. Другим способом было использование стандартной армейской канистры с бензином с примотанной к ней дымовой гранатой в качестве запала. Еще рекомендовалось непосредственно перед броском несколько раз проткнуть эту самую гранату штыком. Все эти способы были настолько малоэффективными, что вплоть до появления на советско-германском фронте реактивных противотанковых гранатометов – «панцерфаустов» все эти изобретения «сумрачного тевтонского гения» назывались самими же немцами не иначе, как «трагедия».
Но, как говориться на безрыбье и рак – рыба, поэтому многие из «нетрадиционных» немецких способов борьбы с танками были использованы и советской стороной в ситуациях, где реальная противотанковая попросту отсутствовала. В частности, множество занимательных способов борьбы с танками был описано в советском сборнике «Спутник партизана», который обучал, в частности ведению противотанковой борьбы на оккупированных территориях.
Источник: Военновости.ру – http://voennovosti.ru/2013/03/chego-boyatsya-tanki/