Мне пришлось слышать вчера превосходную речь одного рабочего, который описывал слушателям праздник 1-го мая. Он говорил, что 1-го мая "мы видели целый лес знамен, плакатов и всяких красных значков, но если бы мы все крыши и все заборы исписали разными хорошими надписями, от этого ни любви, ни братства нисколько не прибавилось бы". Так говорил рабочий, говорил прекрасно, с величайшим одушевлением очень долго и убедительно. Я передаю одну из многих его мыслей.
Ах, если бы все заговорили так! О, если бы эти все ужасные лозунги злобы были отвергнуты или, по крайней мере, оценены по достоинству. "В борьбе обретешь ты право свое". В борьбе? В какой борьбе? Какая борьба и с кем имеется в виду?
Неужели же не чувствуется сейчас, что этот лозунг сейчас вполне убивает нашу внутреннюю жизнь? Этот лозунг междоусобия убьет Россию, - в этом никто не может уже сомневаться. Если деревня усвоит себе этот лозунг, то она уморит все городское население. Я не предполагаю это, я сам собственными ушами слышал от крестьян, что если город будет так же, как ныне, относиться к деревне, то они не дадут городу ничего, и постараются в город не ездить. Это крестьяне уже и осуществляют, решительно прекратив в некоторых местах взносы в земство (например, в Уфимской губернии).
Ах, если бы все заговорили так! О, если бы эти все ужасные лозунги злобы были отвергнуты или, по крайней мере, оценены по достоинству. "В борьбе обретешь ты право свое". В борьбе? В какой борьбе? Какая борьба и с кем имеется в виду?
Неужели же не чувствуется сейчас, что этот лозунг сейчас вполне убивает нашу внутреннюю жизнь? Этот лозунг междоусобия убьет Россию, - в этом никто не может уже сомневаться. Если деревня усвоит себе этот лозунг, то она уморит все городское население. Я не предполагаю это, я сам собственными ушами слышал от крестьян, что если город будет так же, как ныне, относиться к деревне, то они не дадут городу ничего, и постараются в город не ездить. Это крестьяне уже и осуществляют, решительно прекратив в некоторых местах взносы в земство (например, в Уфимской губернии).
И в этом страшном принципе, в этой междоусобной борьбе деревня сначала убьет город, а потом всех нас, всю Россию, убьет Вильгельм! Так несчастный русский народ в междоусобной борьбе обретет рабство свое.
Братья-социалисты русские, подумайте об этом! Подумайте, может быть - я не ошибаюсь. Ведь время сейчас страшно ответственное! Выслушайте мое слово и спрячьте ваши интернациональные знамена; спрячьте хоть на время эти лозунги борьбы и злобы. Во взаимной борьбе никакого права и никакого счастья мы не найдем, а только погубим родину. Братья социалисты христиане! Скорее делайте новые, святые, христианские знамена и пишите на них:
"В любви христианской обретем мы радость свою".
Идите с этими знаменами в деревню, к русскому народу, и народ вас поймет и благословить. И начнется тогда обновление родины и совершится то чудо, которое необходимо для нашего спасения. Не опоздайте сделать этого! Каждый день дорог теперь. Идите в народ со словом примирения и любви, - идите и спасайте родину.
"Совесть и родина", - вот два священных слова, которые должны возродить Россию.
И да погибнет проклятое кощунственное изречение Вильгельма о новом "евангелии бронированного кулака".
Андрей. Епископ Уфимский
"Заволжский летописец", 1917, № 16 , с.444-446