пятница, 29 июня 2012 г.

Б. Л. Талов: Ядерные ракетоносцы — хранители мира

В России вот уже несколько лет идут испытания боевой техники нового поколения. Наши крылатые ракеты невидимки своими уникальными  возможностями опережают западные аналоги на несколько лет. Они станут оружием дальней авиации России.

Научно-технический прорыв

Любая новость о модернизации ядерного оружия повергает в шок массовое сознание. Зачем совершенствовать верную смерть, которая и так  способна спалить жизнь на всей планете? Не так давно аргументированным ответом на это публичное заблуждение стали ядерные взрывы,  прогрохотавшие на индийских и пакистанских полигонах.
Еще в 1996 году на экраны США вышел фильм-предостережение "Вторая гражданская война", вымышленное действие коего происходит в наши  дни. Между Индией и Пакистаном, давними врагами, вспыхивает война.
После ядерного удара противника тысячи пакистанцев бегут от смерти, и миролюбивые США готовы дать им прибежище в одном из южных штатов.  Однако кредо тамошнего губернатора - "Америка для белых американцев". Он отказывается принимать "этих азиатов", поднимает в ружье  национальную гвардию своего штата, и между федеральной армией и местным ополчением вспыхивает бой. В ядерно-ракетных США начинается  гражданская война.
Увы, мир с расчленением СССР и гибелью его титанической военной машины не стал спокойнее. Несмотря на все усилия Запада, ядерное оружие  расползается по планете. Уже более десятка стран обладают им, и подчас эти страны смертельно враждуют между собой, а иногда и с  Соединенными Штатами. Пораженный мир столкнулся с тем, что войны возможны не только между нашей страной и НАТО.
Научно-технический прогресс способствует тому, что могут начаться "малые ядерные войны", последствия которых способны вызвать  планетарные катаклизмы.
Ядерное оружие и баллистические ракеты, когда-то слывшие чудесами, ныне довольно-таки дешевы, чтобы обзавестись ими, достаточно иметь  технологии даже сорокалетней давности. И вот в наши дни англичане со страхом обнаружили, что Лондон вполне может простреливаться из  иранских пустынь; США озабочены тем, что северокорейским ракетам "Тэпходон" вполне доступно западное побережье Северной Америки. А  Южная Европа ощутила, что она может попасть под прицел ракетных батарей в Северной Африке.
Все это в полной мере относится и к нынешней Российской Федерации. Ее южные районы оказываются в радиусе боя ракет новых ядерных стран,  и потому приходится учитывать угрозу атомных ударов по нашим землям не только со стороны НАТО. И не только со стороны Пакистана, но и  Израиля, например: его ракетам типа "Иерихон" вполне доступны Ставрополь и Астрахань. А если есть потенциальная угроза - должны быть и  средства противодействия. Принцип "мы мирные люди, но наш бронепоезд...", как показывает история, всегда охлаждает неумеренный пыл  возможного авантюриста. Да и Запад пока полным другом считать рановато: НАТО к границам нашим вплотную подходит.
Следует помнить и о новом характере возможных войн. Угроза столкновения с Западом отошла на второй план. Ныне ясно: битвы правильно  организованных, многомиллионных армий с четко определенными фронтом и тылом сменяются "конфликтами низкой и средней интенсивности".  То бишь войнами с полупартизанскими формированиями, действующими с замаскированных баз и логовищ. Все это густо перемежается с  терроризмом и диверсиями.
Реально существующий новый мир ставит Россию пред необходимостью иметь особое оружие. С одной стороны, такое, чтобы его можно было  использовать в качестве меры психического давления как орудие дипломатии. С другой - оно должно обеспечить быстрый удар по самым  глубинным районам возможного противника с высочайшей "хирургической" тонкостью. Причем не только ядерными, но и обычными зарядами.  Экономические ограничения диктуют еще одно требование: это оружие должно с равным успехом бить и по террористическим гнездам, скрытым в  лесах или в горах, и по авианосным соединениям вполне развитых стран. Или - как вариант - по штабам, электростанциям, узлам связи и  транспорта. Это оружие должно также оперативно и точно поразить позиции баллистических ракет, сорвав готовящийся ядерный удар.

Весомый аргумент

И тут оказалось, что выбирать-то нам особенно не из чего.
Наши арсеналы создавались в расчете на атомную войну с Западом. Основа обороны России - это дивизии стратегических ракет наземного (в  шахтах или на подвижных установках) базирования. Оставаясь необходимым элементом сдерживания, ракеты имеют свои недостатки. Во-первых,  их бессмысленно оснащать обычными зарядами: слишком дорого, да и точность не та, подвижную цель ракета-"стратег" поразить не может. А  самое главное - ракету нельзя выпустить с заданием: полетай чуток у рубежей возможного агрессора, а как скомандую - дуй обратно на стартовую  позицию. Если уж ты выпалил ракетой, то начал войну. Даже если случилась ошибка, вернуть ее назад невозможно. А если удар придется все-таки  нанести, то экологические последствия окажутся серьезными для нас самих.
Такие же недостатки и у баллистических ракет на подлодках. Сами они - неважное средство политико-психологического давления. Субмарины по  природе своей должны скрываться от всех, оставаясь незамеченными до пуска ракет. Да и оперативность невысока: быстро их из Баренцева  моря в Индийский океан не перебросишь.
А вот самолеты-ракетоносцы оказались вполне подходящей техникой. Именно они могут побарражировать в нужном районе планеты, и в любой  момент им можно отдать приказ вернуться на базу.
Они превосходят самые быстроходные субмарины и корабли. Их можно рассредоточить по аэродромам, выводя из-под возможного удара. И хотя  машины дальней авиации по старинке именуют бомбардировщиками, на самом деле основное их оружие - крылатые ракеты высокой точности,  которыми можно стрелять, не покидая территорию России и все время находясь под прикрытием своих истребителей и зенитчиков. Именно  ракетоносная авиация в случае чего может пригрозить странам, готовым сцепиться в "малой" ядерной войне, мол, не стоит, ребята, горячиться. И  в подобных случаях авиация, в отличие от баллистических ракет, может применять как ядерное, так и обычное оружие.
Летопись недавней истории дает массу примеров применения дальнебомбардировочной авиации не в целях третьей мировой войны, а как  средства дипломатии или сдерживания. И опыт этот еще нуждается в обобщении.
Так, в 1973 году, когда египетские войска нанесли сильное поражение евреям, премьер Израиля Голда Меир, опасаясь вторжения арабов,  приказала подготовить к бою несколько ядерных зарядов с базы в пустыне Негев. Эксперты полагают, что тогда "малая" ядерная война не  состоялась в значительной степени потому, что из СССР в Египет перелетел сводный полк на легких бомбардировщиках МиГ-25РБ. Они не  принимали участия в боях, но израильтяне знали: МиГи неуязвимы для их "фантомов" и по высоте полета недосягаемы для их зенитно-ракетных  систем. И в случае чего они обратят Тель-Авив в руины.
В 1981 году Израиль узнал о реакторе в Ираке и нанес по нему удар с воздуха, сорвав атомную программу Багдада. Тогда же США, решив склонить  Москву к уступчивости, начали угрожающие рейды своих дальних ракетоносцев к нашим рубежам. Они имитировали подготовку к ядерной атаке с  воздуха, в последний момент отдавая команду экипажам о возвращении. В ответ мы организовали постоянное дежурство на рубежах атаки наших  тяжелых самолетов. В общей сложности их барражирование продолжалось 1224 часа и сыграло отрезвляющую роль.
Есть опыт применения дальней авиации в локальных войнах. В Афганистане был нанесен удар по одной из высокогорных баз душманов с  безопасной высоты. При этом полностью была решена проблема ручных зенитных ракет "Стингер", которые наносили тяжелые потери обычной  штурмовой авиации, однако оказались бессильны против наших воздушных кораблей, атакующих их горные базы из стратосферы. Отлично  смотрелись и "авиалинкоры" Б-52 в войне с Ираком 1991 года. Стартуя с базы Диего-Гарсия в Индийском океане, эти ветераны с больших высот  буквально вбивали в землю арабскую бронетехнику.
Мы и сегодня готовы к подобным аргументам, весьма весомым в нынешнем неспокойном мире. До сих пор Россия обладает мощным авиафлотом,  состоящим из стратегических сверхзвуковиков Ту-160, сверхзвуковых "евростратегических" Ту-22М3 и четырехмоторных турбовинтовых Ту-95МС.

Сквозь льды - на бреющем полете

Узкое акулье "тело" ракеты несется на сверхмалой высоте, почти прижимаясь к торосистым льдам. На немыслимой скорости, с ювелирной  точностью она огибает застывшие глыбы. Вскоре лишь огненный шар, мчащийся вдали на бреющем, напоминает о промелькнувшем пред тобою  технологическом чуде. Это - новейшая крылатая ракета для наших дальних бомбардировщиков. Уже третьи ее испытания прошли с полным  успехом. Аналогов в мире ей пока нет: с расстояния в 5 тысяч километров она способна влететь прямо в футбольные ворота. Величина бокового  отклонения - не более 6-9 метров. Вот она, возможность снайперски разить любую важную цель, будь то штаб врага, позиция его ракет или база  партизанской войны. Бреющий полет гарантирует неуязвимость, полную защиту от самых совершенных зенитно-ракетных систем и перехватчиков.  К тому же и засечь такую ракету невероятно трудно. Конструкторы снизили ее отражающую поверхность до одной сотой квадратного метра. Так  что даже летящий портсигар на экране радара будет выглядеть куда отчетливей, нежели идущая на цель ракета-невидимка. Ракетоносец,  вооруженный ею, может из района Новой Земли поразить любую цель на территории Северной Америки. А если пуск совершать из Нижнего  Поволжья, то в радиусе досягаемости крылатой невидимки окажется весь Ближний и Средней Восток с половиной Северной Африки и западной  окраиной Китая. Предназначено это оружие для наших самолетов Ту-95МС и Ту-160.
Проходит стадию испытаний и другая ракета, предназначенная для стремительных бомбардировщиков Ту-22М3. Пока они несут отличные  "крылатки" Х-22, способные разить и наземные цели, и боевые корабли. Новая же ракета, сохранив скорость прежней, резко превосходит ее и  дальностью, и точностью. У самой цели этот боевой робот начинает выделывать головокружительные фигуры высшего пилотажа, сбивая прицел  вражеских зениток, обманывая выпущенные по нему противоракеты. Главная задача новой ракеты - бить по авианосным морским соединениям  противника и по его эскадрам, несущим крылатые ракеты. Выпуская по 12 таких ракет в минуту и одновременно "забивая" зенитные системы врага  радиопомехами, подразделение наших Ту-22 достигает предельной вероятности поражения цели: из десятка пущенных "крылаток" восемь точно  впиваются в противника.
Расчеты показывают, что ударная мощь Ту-22М3 с новыми "крылатками" возрастает в полтора раза. При сравнительно небольших затратах.  Именно это оружие способно сделать дальнюю авиацию России мощным фактором поддержания мира в начале следующего века. Кстати,  подобные ракеты могут быть и оружием для военного варианта аэрокосмической системы МАКС, они способны нести не только ядерные, но и  обычные боеголовки.

Распутье

Увы, сегодня существование дальней авиации под вопросом. Все громче звучат голоса: зачем они, коли у государства нет денег, а самолеты едят  дорогое топливо. Судите сами: Ту-160 в одном полете съедает 170 тонн топлива, Ту- 22М3 - 40 тонн, а Ту-95МС - добрую сотню. Ясно, что подвижные  твердотопливные ракеты - "стратеги" типа "Тополь-М" обойдутся дешевле, их не надо заправлять. А еще у нас есть подлодки-ракетоносцы, там  горючее вообще загружают один раз в пять лет.
Эти аргументы здорово напоминают времена Хрущева, который молился на ракеты и потому "экономил", разрезая на части новехонькие  самолеты. Слава Богу, тогда это безумие удалось остановить.
Ни в коей мере не отрицая важность морских и наземных компонентов сил стратегического сдерживания, позволим заметить: они не могут  обеспечить столь же широкого спектра применения, как самолеты-ракетоносцы. Особенно в случае неядерных боевых действий.
Недавнее заседание Совета Безопасности решило оставить стратегические силы России по крайней мере до 2010 года трехкомпонентными:  наземными, морскими и небесными. То есть останется у нас и дальняя авиация, преобразованная в 37-ю воздушную армию Верховного  главнокомандования. Однако по экономическим причинам топлива ей в 1998 году дадут в лучшем случае 60 тысяч тонн - пятую часть необходимого.  Экономя на топливе, можно довести авиацию до полной небоеспособности, после ее останется только расформировать.
Но стоит ли? Расставляя акценты в триаде сил ядерного сдерживания России, нужно учитывать не только нынешние экономические трудности, но  и перспективы возникновения новых ядерных держав. А также тенденции современного мира, потенциальные угрозы малых войн. Кроме всего,  по большому счету авиация для нас и экономически выгоднее всего.
Посмотрим на проблему с этой стороны. По договору СНВ-2 нам следует уничтожить основу ядерной мощи - тяжелые шахтные ракеты с  разделяющимися головными частями. Это соглашение гораздо тяжелее для нас, чем для США, - ведь у них ядерные силы базируются в основном  на море и в воздухе, России же придется не только на уничтожение старых ракет тратиться, но еще и искать немалые средства, чтобы строить  новые подлодки-ракетоносцы и развертывать дивизии подвижных "однозарядных" ракет "Тополь-М".
Зато дальняя авиация практически не подпадает под ограничения, связанные с СНВ-2. Оснащение давно построенных и летающих воздушных  кораблей ракетами нового поколения, о которых мы рассказали, позволит с наименьшими затратами заткнуть брешь, образованную  демонтированием шахтных ракет-"многозарядок". Модернизация Ту-22 дальней авиации обойдется, например, не дороже, чем формирование  одного полка из 10 "тополей". И почти вдвое дешевле, чем постройка атомной подлодки проекта 952. Не обижая моряков или ракетчиков, давайте  рассудим трезво: может быть, стоит до минимума свести затраты на перевооружение, полностью использовав потенциал уже имеющихся  самолетов? Тем паче, что нынешней экономике просто не под силу по американскому образцу наращивать флот атомарин. Каждая из них стоит  почти 1,2 миллиарда долларов. Налоги у нас и так непомерны, и "гонка разоружения - перевооружения" по СНВ-2 оставит граждан России  буквально без штанов. Или - без защиты.
Парк наших самолетов может служить еще очень долго. Те же США отнюдь не торопятся списывать в лом свои бомбардировщики Б-1, Б-2 и Б-52.  Вот и нам резонно обойтись наличными средствами, по мере выхода из кризиса приступив к совершенствованию и других стратегических  компонентов.
Уже сейчас США разрабатывают договор СНВ-3, настаивая на уничтожении самолетов - носителей ядерного оружия. При этом сами они  намереваются выскользнуть из-под его действия нехитрым приемом: ведь их небесные ракетоносцы способны нести обычное вооружение, не в  пример нашим Ту-160 и Ту-95МС, заявленным как носители исключительно ядерных боеприпасов. Но и мы можем совершить аналогичный ход -  научить наши самолеты нести ракеты с неядерными зарядами. И на все это необходима сумма, равная всего лишь половине стоимости одного  Ту-95. Такая программа уже есть, но из-за мизерного финансирования испытания тянутся уже почти десять лет.
Обеим ветвям нашей власти стоит серьезно подсчитать все плюсы и минусы, ибо сиюминутная экономия грозит обернуться явными потерями для  обороноспособности страны. В этой сфере скупой платит не дважды, а гораздо дороже.

Источник: http://www.rd.rusk.ru