Идущие ныне споры о действительной значимости Куликовской битвы до сей поры велись большей частью в плоскости истории социально-политической. Настало время взглянуть на это событие сквозь призму истории культуры и искусства. Исподволь, на протяжении долгих столетий складывался его образ благодаря выдающимся памятникам культуры. В культуре средневековой Руси Куликовская битва вставала в преемственный ряд описаний борьбы с «погаными». В ближайшем по времени книжном памятнике – «Задонщине», написанном в начале XV века выходцем из брянских земель старцем Софонием, отчётливо просматриваются стилистические и композиционные параллели со «Словом о полку Игореве». Победа русского воинства объясняется здесь достигнутой благодаря православной вере сплочённости. По слову автора, на Куликовом поле бились именно за «веру крестьянскую». Важнейшим результатом победы становится, соответственно, неприкосновенность «святых церквей». Религиозное значение Куликовской битвы, чутко уловленное преподобным Сергием Радонежским, отразилось позднее в установлении празднования Димитриевской субботы, призванной первоначально служить днём памяти о погибших русских воинах.
Суровый монументализм «Задонщины» несколько позже был дополнен исполненными мягкого лирического чувства картинами «Сказания о Мамаевом побоище». Тут уже вполне отчётливо обозначается историческое значение именно фигуры Дмитрия Донского. К XVI веку значение это было настолько очевидно, что именно перед образом Богоматери Донской, находившемся в основанном князем Дмитрием незадолго до Куликовской битвы коломенском Успенском соборе, молился Иван IV перед походом на Казань, устанавливая тем самым прямую линию преемственности в действиях московских государей. В 1591 году этот образ, писанный по некоторым данным самим Феофаном Греком, был радением Фёдора Иоанновича перенесён в Благовещенский собор Московского кремля, окончательно приобретя значение одной из главных святынь государства. Однако, несмотря на выдающееся значение указанных памятников, они всё же не образуют еще в истории русского средневекового искусства отдельной, вполне самостоятельной темы.
Суровый монументализм «Задонщины» несколько позже был дополнен исполненными мягкого лирического чувства картинами «Сказания о Мамаевом побоище». Тут уже вполне отчётливо обозначается историческое значение именно фигуры Дмитрия Донского. К XVI веку значение это было настолько очевидно, что именно перед образом Богоматери Донской, находившемся в основанном князем Дмитрием незадолго до Куликовской битвы коломенском Успенском соборе, молился Иван IV перед походом на Казань, устанавливая тем самым прямую линию преемственности в действиях московских государей. В 1591 году этот образ, писанный по некоторым данным самим Феофаном Греком, был радением Фёдора Иоанновича перенесён в Благовещенский собор Московского кремля, окончательно приобретя значение одной из главных святынь государства. Однако, несмотря на выдающееся значение указанных памятников, они всё же не образуют еще в истории русского средневекового искусства отдельной, вполне самостоятельной темы.
Оформление Куликовской битвы в самостоятельную тему художественного творчества произошло лишь во времена императорской России. Известно, что уже Пётр I посещал славное поле Куликовской битвы, обнаружив явный интерес к этому историческому событию, что не замедлило отразиться в истории культуры и искусства. В 1735 году была создана исполненная в классической героико-патриотической манере картина А. М. Матвеева «Куликовская битва». Важное место уделено событиям XIV века в истории князя Щербатова. Однако лишь благодаря «Истории Государства российского» Н. М. Карамзина Куликовская битва прочно встала в ряд важнейших исторических событий. Именно Карамзин связал с Куликовской битвой «возрождение сил» русского государства после трагических событий предшествующих столетий. Вместе с Карамзиным в российской исторической науке утверждается тезис об исключительном значении Куликовской битвы в последующей истории Московской Руси, поддержанный затем влиятельными работами С. М. Соловьёва. Деятельность Карамзина несомненно придала мощный импульс изображению Куликовской битвы в русском искусстве XIX столетия. В 1807 году на сцене Александринского театра была представлена драма Владислава Александровича Озерова «Дмитрий Донской», новаторское значение которой для последующего развития русского драматического искусства трудно переоценить. По существу, это было первое драматическое произведение такого масштаба, написанное на русском языке на основании событий русской же истории! Неудивительно, что, согласно мнению известного мемуариста тех лет Ф. Ф. Вигеля, на представлениях «Дмитрия Донского» «восторг был неописанный». Надеясь повторить успех Озерова, в 1864 году второстепенный прозаик Д. В. Аверкиев опубликовал прочно забытую ныне драму «Мамаево побоище». В 1822 году появляется одноименная озеровской пьесе дума К. Ф. Рылеева, проникнутая неподдельным чувством любви к Родине.
Тогда же, в первой четверти XIX века, трудами сенатора, обер-прокурора Святейшего Синода С. Д. Нечаева были добыты ценнейшие археологические свидетельства о Куликовской битве благодаря производившимся им раскопкам. Данные археологических исследований помогли сделать первый подступ к топографической реконструкции событий далёкого прошлого. Деятельность этого замечательного человека снискала столь широкое признание во всей России, что уже в 1850 году на поле Куликовской битвы был воздвигнут обелиск-памятник Дмитрию Донскому по проекту выдающегося архитектора А. П. Брюллова. Чуть ранее появилась выполненная в несколько утрированной академической манере картина Ореста Кипренского «Великий князь Дмитрий Донской на Куликовском поле». В том же 1850 году по заказу императора Николая I выдающийся французский баталист Адольф Ивон создал колоссальное полотно «Куликовская битва», по настоящее время украшающее залы Большого Кремлёвского дворца в Москве.
С этого времени Куликовская битва постепенно становится одним из ведущих сюжетов русского изобразительного искусства. Особенно большое внимание уделяют ему живописцы реалистического направления. Здесь стоит упомянуть известного жанриста А. И. Морозова, а также работы А. Н. Новоскольцева. Конечно, центральное место в этом ряду живописцев-реалистов занимает В. М. Васнецов, неоднократно обращавшийся к изображению непосредственно связанных с битвой на Куликовском поле событий. Удивительное живописное мастерство, прекрасно передающее огромную духовную силу изображаемых героев, характеризует картину «Пересвет и Ослябя». Могучей экспрессией при великолепном колористическом решении отличается полотно «Поединок Пересвета с Челубеем». Эта последняя работа, кстати говоря, явилась толчком для многочисленных последующих одноименных подражаний, среди которых есть заслуживающие внимания произведения М. И. Авилова и И. С. Глазунова. Следует заметить, что И. С. Глазуновым был выполнен масштабный живописный цикл «Поле Куликово». В 1979 г. одноимённый триптих создал талантливый советский художник Ю. М. Ракша. Неоднократно к теме Куликовской битвы обращался в своём творчестве выдающийся русский советский художник П. Д. Корин.
Последние десятилетия XX ознаменованы появлением огромного массива полотен, посвященных теме Куликовской битвы. Мы здесь ограничимся только перечислением авторов и названий наиболее значительных работ. Это Е. И. Данилевский («К полю Куликову»), В. П. Криворучко («За землю русскую»), Ю. П. Кугач («За Отчизну»), С. Н. Присекин (“Куликовская битва”), М. И. Самсонов («Благословение»). Все перечисленные работы отличает соединение пристального внимания к отдельным историческим лицам (Дмитрию Донскому, Сергию Радонежскому, Пересвету и Ослябе) с показом поглощенности всего народа делом освобождения родной земли от иноземных захватчиков. Вплоть до настоящего момента историки искусства продолжают делать открытия, связанные с темой Куликовской битвы. Совсем недавно был обнаружен эскиз В. А. Серова «После битвы на Куликовом поле».
Не прерывались в XX столетии и традиции литературного изображении Куликовской битвы, о формировании которых мы говорили выше. Безусловно, наиболее известным примером здесь является созданный в 1908 году стихотворный цикл Александра Александровича Блока «Поле Куликово». Будучи поэтическим продолжением историософских размышлений выдающегося русского философа Вл. С. Соловьева, он, в свою очередь, оказал глубокое влияние на формирование философии евразийства. Именно с Куликовской битвой связал поэт «начало высоких и мятежных дней» в последующей истории российского государства. В стихотворениях цикла неразрывно слились описание конкретного природного ландшафта Куликовского поля и возвышенные размышления об исторических судьбах нации. Проникновенные строки вошедших в цикл произведений не могут оставить равнодушным никого, в особенности чуткого молодого читателя, поэтому они занимают чрезвычайно важное место и в школьной программе по литературе. В советский период Куликовская битва неоднократно становилась темой масштабных прозаических произведений. Назовём только роман-эпопею С. Бородина «Дмитрий Донской» и одноименный роман Ю. Лощица, опубликованный в 1980 г.
Тема Куликовской битвы в русской культуре, разумеется, не может быть исчерпана в рамках настоящей статьи. Ничего не было сказано об архитектурном воплощении этой темы, в особенности о выдающемся памятнике церковного строительства прошлого столетия – храме во имя преподобного Сергия. Мы постарались дать краткий очерк основных направлений, в которых может вестись дальнейший поиск. Надеемся, что импульс ему придаст открывшаяся 20 сентября в стенах Государственного исторического музея выставка «Князь и игумен. Куликовская битва, Дмитрий Донской и преподобный Сергий Радонежский», в рамках которой наряду с памятниками древнерусской книжности и станковой живописи, представлены также и произведения декоративно-прикладного искусства. Надо полагать, однако, что сказанного достаточно для пробуждения в читателе интереса к самостоятельным исследованиям этой интересной и непростой темы.
Источник: Web-архив Портала "РУССКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ" - http://www.rustrana.ru