Руководитель издательства "Русская идея" Михаил Назаров обратился в открытом письме к руководителям православно-патриотических изданий и организаций, предлагая начать разговор о "методах дискуссии в православно-патриотической среде". Заголовок письма очень броский: "Как помочь самоочищению русского патриотизма". Кто из русских патриотов не желает помочь самоочищению русского патриотизма? Известное дело, как сказал бы Николай Васильевич, всякий желает этого... Но насколько ярко бросающееся в глаза заглавие, настолько бесцветно и отталкивающе содержание. Во-первых, о "методах дискуссии" говорится лишь мимоходом, во-вторых, автор в письме пытается самоочистить себя от обвинений в сотрудничестве с ЦРУ, и, в-третьих, делает он это посредством антикоммунистических излияний.
Смешны и нелепы "методы дискуссии" Назарова, особенно когда речь идёт о его антисоветской деятельности в журнале "Посев" и на радиостанции "Свобода": "Кстати, насчет выражения "радиостанция ЦРУ": она ничего не "разведывала", а была рупором антисоветской пропаганды, наподобие советского радио для заграницы. К тому времени она уже финансировалась не ЦРУ, а Конгрессом США, хотя это не изменило ее сущности". Что это, самогипноз или дерзость? Ребёнку известно, что, помимо разведывательной деятельности, ЦРУ занималось и занимается проведением различного рода подрывных операций, в том числе и идеологического плана. Что с того, что Назаров не был официально зарегистрирован как агент ЦРУ, сама его деятельность на радиостанции, целиком контролируемой и направляемой этой организацией, является сотрудничеством с нею. Он был частицей той силы, что готовила почву для развала СССР. Назаров пишет, что целью его "исследовательской экспедиции" (так он называет своё бегство за рубеж), было "увидеть обратную сторону луны", то есть западный мир.
При этом, в отличие от известной актрисы, отправившейся в "исследовательскую экспедицию" после созерцания нижнего женского белья в парижском магазинчике, Михаил Назаров особо подчеркнул, что он бескорыстный исследователь западного мира: "Долги же накапливались не оттого, что не было возможностей заработка, а оттого, что целью моей деятельности стало - и это была насущная потребность многих эмигрантов в моем кругу - оправдать свое пребывание вне России помощью своему народу". Спасибо за помощь, любезный: за десять миллионов умерших за время реформ, за миллионы бездомных русских,за четыре миллиона беспризорных русских детишек, за миллионы русских девушек, ставших проститутками на "обратной стороне луны", за ужасающую нищету русской глубинки, за безработицу, холод, голод, средневековые болезни, за Чечню, за теракты, за то (говорю это как православный), что на ваших плечах в храм Господень - в души русских людей, пришли соблазны с "обратной стороны луны" в виде сексуальной революции, порнофильмов, боевиков - словом, за всё, за всё... Один из лукавых "лунных жителей", оправдывая поделки Голливуда и иже с ним, говорил: "Ну, что вы заладили: влияние поронофильмов, боевиков... Да уровень преступности в западных странах относительно стабилен, несмотря на то, что количество аморальной продукции растёт с каждым годом". Если не всматриваться в суть явления с православных позиций, то он, конечно же, прав. Ну, а как мы начнём рассматривать это явление с точки зрения Православия, то картина измениться кардинально.
Смешны и нелепы "методы дискуссии" Назарова, особенно когда речь идёт о его антисоветской деятельности в журнале "Посев" и на радиостанции "Свобода": "Кстати, насчет выражения "радиостанция ЦРУ": она ничего не "разведывала", а была рупором антисоветской пропаганды, наподобие советского радио для заграницы. К тому времени она уже финансировалась не ЦРУ, а Конгрессом США, хотя это не изменило ее сущности". Что это, самогипноз или дерзость? Ребёнку известно, что, помимо разведывательной деятельности, ЦРУ занималось и занимается проведением различного рода подрывных операций, в том числе и идеологического плана. Что с того, что Назаров не был официально зарегистрирован как агент ЦРУ, сама его деятельность на радиостанции, целиком контролируемой и направляемой этой организацией, является сотрудничеством с нею. Он был частицей той силы, что готовила почву для развала СССР. Назаров пишет, что целью его "исследовательской экспедиции" (так он называет своё бегство за рубеж), было "увидеть обратную сторону луны", то есть западный мир.
При этом, в отличие от известной актрисы, отправившейся в "исследовательскую экспедицию" после созерцания нижнего женского белья в парижском магазинчике, Михаил Назаров особо подчеркнул, что он бескорыстный исследователь западного мира: "Долги же накапливались не оттого, что не было возможностей заработка, а оттого, что целью моей деятельности стало - и это была насущная потребность многих эмигрантов в моем кругу - оправдать свое пребывание вне России помощью своему народу". Спасибо за помощь, любезный: за десять миллионов умерших за время реформ, за миллионы бездомных русских,за четыре миллиона беспризорных русских детишек, за миллионы русских девушек, ставших проститутками на "обратной стороне луны", за ужасающую нищету русской глубинки, за безработицу, холод, голод, средневековые болезни, за Чечню, за теракты, за то (говорю это как православный), что на ваших плечах в храм Господень - в души русских людей, пришли соблазны с "обратной стороны луны" в виде сексуальной революции, порнофильмов, боевиков - словом, за всё, за всё... Один из лукавых "лунных жителей", оправдывая поделки Голливуда и иже с ним, говорил: "Ну, что вы заладили: влияние поронофильмов, боевиков... Да уровень преступности в западных странах относительно стабилен, несмотря на то, что количество аморальной продукции растёт с каждым годом". Если не всматриваться в суть явления с православных позиций, то он, конечно же, прав. Ну, а как мы начнём рассматривать это явление с точки зрения Православия, то картина измениться кардинально.
Иисус Христос так учил: "Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём". Так сколько же раз прелюбодействует человек, смотря эротические фильмы? Он даже не просто смотрит, а участвует в действии. Та же ситуация и в других фильмах, где смакуются убийства, грабежи, кражи, хищения и прочее. Человек, смотрящий произведения "культуры", пришедшей с "обратной стороны луны", совершает своеобразный онанистический акт. И это суть внутренней политики мироправителей тьмы века сего: посредством этих онанистических актов хотя бы на время истощить ненависть человека к человеку, сбить уровень преступности. Что будет, если онанистическое воздействие прекратиться, показывает известный американский пример, когда в результате аварии была прервана подача электричества в крупный город: волна краж, грабежей, убийств, изнасилований. Насколько же превосходил советский строй "обратную сторону луны", если без культурно-массового онанизма уровень преступности оставался относительно невысоким. Неверующий человек может заявить, что ему безразлично, каким путем достигается сдерживание преступности, но вы, заявляющий себя как православный, хорошо понимаете, что для души, для спасения, для вечности , по слову Учителя, нет разницы сделал это человек натуральным образом или "прелюбодействовал с нею в сердце своём" . Мне вспоминается услышанное интервью на "Радио России" с одним вашим коллегой - известной писательницей. Знаете, что она ставила в вину советскому времени? Что ей мешали описывать все мерзкие стороны жизни так, как оно есть на самом деле, а заставляли писать только о хорошем. На замечание радиожурналиста, что сейчас возник перекос в другую сторону, отпарировала: "Вчера - в ту, сегодня - в эту. А потом будет посередине. Маятник". Я этот пример привел к тому, чтобы обратить ваше внимание на очевидную истину: сердце советского человека было значительно чище сердца "лунного жителя". Вы, любезный, пишите: "Характерна тогдашняя забавная аргументация советской газеты, почему ЦРУ якобы "перебросило" меня из "Посева" на "Свободу" - для улучшения ее облика: “Видимо, в ЦРУ считают ... Назарова "настоящим русским" и надеются, что он хорошо впишется в хор отщепенцев со "Свободы", состоящий в основном из сионистов”. Да не забавная это аргументация, а верная, поскольку, по слову Апостола Павла, "сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды". Вы есть вид, внешность антирусских сил, а на эту должность подходят, сами понимаете, лишь русские. И это относится не только к вам. В патриотических кругах России, к примеру, никто не сомневается в античеловеческой сущности подавляющего большинства передач в электронных СМИ. И чтобы скрыть свою антихристианскую сущность, тележрецы приглашают на свои передачи православных священников. Но ведь, как говорится, ежу понятно, что современное "демократическое" телевидение - это универсальный неоязыческий храм, в котором денно и нощно не прекращаются службы всем известным порочным человеческим страстям. Там процветает культ лжи и обмана. Можно смело, не боясь погрешить против истины, назвать его ЛЖЕПРОРОКОМ: тележрецы своей ненавистью к правде, истине, моральной чистоте слились в мистическое антидуховное существо. А православные священники, прописавшиеся на телевидении, выступают в роли одеяния Ангела света, покрывая антихристианскую, античеловеческую суть этого неоязыческого храма. Недаром Иисус Христос сказал фарисеям: "Ваш отец диавол". Другими словами, фарисеи и есть то одеяние, позволяющее служителям зла представать в облике Ангела света.
Главным оправданием своей "исследовательской экспедиции" Назаров считает сокрушение коммунизма в России. Он даже вступает в спор с Бзежинским: "Мировая закулиса имеет возможность по-прежнему, как это делает Бжезинский, утверждать, что это Россия и русский народ, а не антирусский режим, стремились в ХХ веке насадить коммунизм во всем мире, не считаясь с жертвами, поэтому в наказание русские расчленены и должны еще будут платить пострадавшим народам репарации - прибалты и евреи их уже подсчитывают в сотнях миллиардах долларов". Хорошо, давайте, любезный Михаил, с соблюдением "методов дискуссии" православной, разберёмся, имеет ли право коммунизм на существование. Ибо отрицание за ним такого права и есть требование вашего самоочищения: коммунист не может быть русским патриотом. Вы, верно, знаете первое и основное правило православной дискуссии: цитировать Святых Отцов Церкви (и не только их) полностью, не зависимо от длины, какой высказана мысль, с тем, чтобы не давать волю своему я, умению жонглировать словами.
Начнём с этимологии. Известно, что слово коммуна переводится как община или общежитие. Слово это сейчас настолько испачкано и затаскано, что, мне представляется, лучше использовать его греческий синоним - киновия, то есть общежитие.
Посмотрим, что говорил по поводу коммуны, то есть киновии, один из учеников Иоанна Златоуста преподобный Иоанн Кассиан Римлянин в своих Писаниях в восемнадцатом собеседовании: "Итак, род жизни киновитян получил начало со времени апостольской проповеди. Ибо таким было всё множество верующих в Иерусалиме, которое в Деяниях Апостольских описывается так: у множества уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее. Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавали их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чём кто имел нужду (Деян. 4, 32, 34, 35). Такова была тогда вся Церковь, каких ныне с трудом, весьма мало можно найти в киновиях. Но когда после смерти Апостолов начало охладевать общество верующих, особенно те, которые из иноплеменников и разных народов присоединились к вере Христовой, от коих Апостолы, по их невежеству в вере и застарелым обычаям языческим, ничего больше не требовали, как только воздерживаться от идоложертвенного и крови, блуда, удавленины (Деян. 15, 29); и когда свобода, предоставленная язычникам по причине слабости их веры, начала мало по малу ослаблять совершенство и церкви Иерусалимской, и при ежедневном возрастании числа из туземцев и пришельцев горячность первой веры стала охладевать; то не только обращавшиеся к вере Христовой, но и предстоятели церкви уклонились от прежней строгости. Ибо некоторые, позволенное язычникам считая позволительным себе и для себя, думали, что они не потерпят никакого вреда, если при имуществе и богатстве своём будут содержать веру и исповедание Христа. А те, у которых ещё была горячность апостольская, помня о прежнем совершенстве, удаляясь из своих городов и общения с теми, которые считали позволитетельным для себя и для Церкви Божией распущенную жизнь, стали пребывать в местах подгородных и уединённых, и что было установлено Апостолами вообще для всей Церкви, в том начали упражняться всякий сам по себе". "Отсюда последовало, что по совместному жительству они стали называться киновитянами, а кельи и и местожительство их - киновиями. Следовательно, этот только род монахов был самый древний, который не только по времени, но и по благодати есть первый... Следы этого даже ныне мы видим в отдельных киновиях
От этих совершенных, как бы от плодовитого корня, после произошли цветы и плоды святых анахоретов".
"Когда христианская Церковь имела эти два рода монахов и когда это звание мало-помалу стало приходить в худшее состояние, возник тот самый худший и неверный род монахов, или скорее выросло то ожившее вредное насаждение, которое, в начале Церкви происходя от Анания и Сапфиры было посечено строгостью Апостола Петра, и которое между монахами столь долго считалось гнусным и отвратительным, ни у кого не было в употреблении, пока продолжался запечатленный в памяти верных страх того строго суда, по которому блаженный Апостол указанных виновников нового злодеяния не стал исцелять покаянием и удовлетворением, но поразил гибельное произрастание скорой смертью. Но когда этот пример строго наказания Анании и Сапфиры мало-помалу, по долгой беспечности и по древностью времени, вышел у некоторых из мыслей, то появился этот род сарабаитов. Происходя из числа тех, которые желали лучше принять личину евангельского совершенства, нежели истинно приобрести его, они отделялись от сожительства в киновияхи заботились всяк о своих нуждах, и потому на египетском языке названы сарабаитами (Romoboth или Remoboth renuitae, то есть отвергающие иго подчинённости игумену и правила монашеского общежития, живущие по своей воле, на своём иждивении). Возбуждаемые соревнованием или похвалами тех, которые нестяжательность Христову предпочли всем богатствам мира, они, будучи вынуждены необходимостью вступить в это звание и думая считаться монахами только по имени, без всякого усердия к подвигам, никак не принимают благоговения киновийского, не подчиняются воле старцев, не принимают их наставлений, не учатся отсекать свою волю, от правильной учёности не принимают никакого правила здравой рассудительности, но отвергая мир только напоказ, по человекоугодию, остаются в своих жилищах, связанные теми же занятиями, или, строя себе особые кельи и называя их монастырями, живут самочинно, по своей воле, никак не подчиняясь евангельским заповедям, чтобы не предаваться никаким заботам о ежедневном пропитании, никаким развлечением домашними делами. Это исполняют лишь те, которые, отказавшись от всякого имущества мирского, так подчинились настоятелям, что не считают себя господами себе (говоря современным "демократическим" языком, подавили свою волю, стали жить в "тоталитарном обществе", устроенном по типу Советской Коммуны - В.М.); а сарабаиты ("демократы" в современном звучании - В.М.), которые, уклоняясь от строгости киновийской, живут по двое и по трое в кельях, не довольствуясь попечением аввы и не подчиняясь его власти, но заботясь особенно о том, чтобы, освободившись от ига подчинённости старцам, иметь вольность исполнять свою волю, выходить куда бы ни вздумалось (в том числе в "исследовательскую экспедицию" на "обратную сторону луны" - В.М.) и делать что угодно, - днём и ночью изнуряют себя поденными работами даже больше, нежели живущие в киновиях, но не с той верою и не с тем намерением. Ибо они это делают не для того, чтобы плод своего труда передать в распоряжение эконома, но чтобы приобрести деньги, которые сберегают. Смотрите, какое различие между ними (то есть киновитянами и сарабаитами). Те, нисколько не думая о завтрашнем, с благодарность приносят Богу плоды своих трудов; а эти, не только на завтра, но и на многие годы вперёд простирая заботы без веры, считают Бога лживым или неимущим, как будто он обещанного ежедневного пропитания и одежды доставить им не может или не хочет. Те стараются жить в несостоятельности и нищете, а эти - приобрести полное обилие всех благ. Те ревностно стараются в ежедневных работах сделать ещё сверх назначенного урока, чтобы из того, что будет превышать потребность монастыря, по распоряжению аввы отдавать в темницы, или странноприимницы, или больницы, или нуждающимся; а эти стараются о том, чтобы то, что превышает ежедневное пропитание, употреблять на роскошные удовольствия или, по крайней мере, сберегать по сребролюбию. Наконец, если, положим, что они собранное не с лучшим намерением могли бы употребить лучше, то и это не равнялось бы с заслугою и совершенством киновитян. Ибо последние, принося монастырю столько доходов и ежедневно отдавая их, живут в таком смирении и подчинении, что отказываются от власти распоряжаться как собою, так и приобретённым собственными трудами, постоянно возобновляя горячность первого самоотвержения, когда ежедневно лишают себя своих трудов. А сарабаиты, превозносясь тем, что подают кое-что бедным, ежедневно стремятся к погибели. Тех терпение и строгость, по которой они так благочестиво пребывают в принятом однажды звании, что никогда не исполняют своей воли, - ежедневно делают распоясавшимися этому миру и живыми мучениками; а этих холодность воли живыми низвергает в ад. Итак, эти два рода монахов в этой области соперничают между собою почти равной численностью". В христианском мире нет пути Марфы и Марии, ибо обе они стали киновитянами, коммунарами великой Общины Ангелов - Апостольской Киновии. Существует лишь готовность сразу следовать за Христом, как Мария, или с воздыханием, с оглядкою, как Марфа, которая, в конце концов, возлюбила Христа как Мария. Есть лишь путь в Общину Ангелов апостольский и путь Анании и Сапфиры, которые оставили кое-что из своих богатств, не надеясь на Бога, и этот путь маскируется под путь Марфы. В главе "Предлог к оправданию тех, которые не хотят оставить своё имущество", Иоанн Кассиан Римлянин пишет: "Такие стараются в свидетельстве Св. Писания найти себе повод к прежнему корыстолюбию. Превратно толкуя, силятся извратить изречение Апостола, или лучше Господа, и приноровить по своему желанию, приспосабливая к смыслу Св. Писания не свою жизнь или разум, а, делая по желанию своей страсти натяжку, хотят, чтобы Св. Писание согласовывалось с их мнением, и говорят, что написано: блаженнее давать, нежели принимать (Деян. 20,35). Превратным толкованием этого они думают ослабить следующее изречение Господа: если хочешь быть совершенным, поди, продай имение твоё, и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною (Мф 19,21) Думают, что они под этим предлогом не должны оставлять своё богатство, и считают себя блаженными, если, обеспечив себя запасным богатством, от избытка его уделяют и другим; поскольку стыдятся принять с Апостолом славную нищету ради Христа и не хотят довольствоваться трудами рук и ... умеренностью".
Построение социализма в СССР - это первая попытка киновитян из числа христиан пойти путем Апостольской Общины в масштабе целого народа. Коммунизм возник в среде христианских народов, все без исключения социалисты-утописты и основоположники марксизма были крещёными во Христа в детстве. Ни в Индии, ни в Китае, ни в Японии, ни в мусульманских странах не появилось ни одного социалиста-утописта, не говоря уж об основоположниках марксизма. Китайский "коммунизм" на деле оказался всего лишь национал-социализмом: ему органически чужд интернационализм, когда "нет ни Еллина, ни Иудея... ни варвара, ни Скифа. Это тупиковый путь социализма. Но как же так, заявляют сарабаиты, коммунисты не верят в Бога. Какой путь Апостольской Общины, если нет веры? А вы, сарабаиты, верите в Бога, не на словах, конечно же, а на деле? Где плоды веры вашей? Почему с приходом вашей власти появились голод, холод, болезни, беспризорность, безнравственность - всё то, чего не было при, как вы говорите, безбожной Советской власти? А что такое безбожный, как учит Православие? Это человек без любви, без человеколюбия, ибо "Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём", и вновь и вновь повторяет Апостол любви Иоанн Богослов: "Будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь". А как может себя проявить любовь? Лишь делами, делами не закона, а веры, то есть делами любви - вот это и было "нечто неудобовразумительное" у Апостола Павла, как сказал об этом Апостол Пётр. Ведь вы же, не скрываясь, поносили страну Советов за то, что она "кормила полмира, а самим жрать было нечего". А она не только кормила, но и лечила, одевала, помогала строить (отчего вы убежали в "исследовательскую экспедицию") и очень часто даром. Вам не нравилось, что много плодов труда советских людей бескорыстно передавалось строгими "настоятелями монастырей" нищим, слабым, больным народам, что в этом "монастыре" пресекались всякие ростки "корня всех грехов - сребролюбия", а, по слову Иоанна Кассиана Римлянина, "сребролюбие можно победить только живущему в киновии". Киновия, общежитие, коммуна (кому как нравиться) - это единственный основной принцип христианства, без которого оно не мыслимо, без которого человек остаётся язычником, готовящимся стать христианином или становится сарабаитом. И если сребролюбие есть корень всех зол, то киновия, община, коммуна - источник добра, потому что это плод любви. Вы, вне всякого сомнения, духовные потомки сарабаитов. Да не нужны Богу ваши молитвы и псалмопения, когда вы братьев своих вгоняете в нищету, в болезни, в пороки. Лукавые, ведь вы же знаете, что спросит Господь при Встрече: "Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелом его: ибо алкал Я, и вы не дали мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим,или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших,то не сделали Мне" (Мф 25, 41-45). И где вы явитесь тогда? Вы обвиняете Советскую власть в "излишней жестокости". Тащите её на свой суд, презрев заповедь Христа " не судите, да не судимы будете". Неужель вы не знаете, что христианин не имеет права судить власть, если это не власть Антихриста? Где ваши аргументированные, со ссылками на учение Православной Церкви об Антихристе, доводы? Хорошо, допустим, вы правы: количество жертв, жестокость, преследование верующих, священников - показатель сатанизма власти, организации (религиозной или нерелигиозной). И взглянем через призму этой "истины" на время раскола. Но глянем не нашими глазами, а глазами старообрядцев. Вот как пишет об этом времени старообрядческий историк Ф. Е. Мельников в своей книге "Краткая история древлеправославной (старообрядческой) Церкви": "Положение в России христианской Церкви в VII столетии во многом было похоже на положение христиан в Римской империи в первые века христианства. Как тогда, христиане, страдая от сильных гонений со стороны языческих властей, вынуждены были скрываться в катакомбах (в особо устроенных подземельях), в пещерах и в загородных пристанищах, так русским людям - православным христианам XVII века - пришлось бежать в пустыни и леса, в горы и вертепы, скрываясь от преследований со стороны государственных и духовных властей.
По настоянию Московского патриарха Иоакима царевна Софья издала в 1685 году против людей древнего благочестия 12 грозных статей, справедливо получивших в истории название "драконовских". В них последователи древнерусской Церкви, то есть старообрядцы, обзываются "раскольщиками", "ворами", противниками церкви и караются самими страшными казнями. Кто распространяет старую веру, тех приказано пытать и сжечь в срубе, а пепел развеять; кто тайно будет содержать древнюю веру , тех нещадно бить кнутом и ссылать в отдаленные места. Приказано бить кнутами и батогами даже тех из верующих людей, которые окажут хотя бы какую милость гонимым христианам: дадут им поесть, или хоть только воды испить. Установлено: бить кнутом и ссылать тех людей, у которых преследуемые христиане лишь приютились. Всякое имущество староверов: дворы, поместья, вотчины, лавки и всякие промыслы и заводы - приказано отбирать и отписывать на "великих государей". От этих жутких гонений, разорений и смерти могло спасти древлеправославных христиан лишь полное отречение от старой веры рабская покорность всем безрассудным приказаниям властей. Эта статья гласила: кто их, староверов (сказано: "раскольщиков"), перекрещивал, крещенных в новой церкви (правительственной, господствующей), того (если он и раскается в этом, принесет покорность новой церкви, будет иметь духовного отца и искренне пожелает причаститься), поисповедав и причастив, все-таки "казнить смертью без всякого милосердия".
Эти действительно драконовски-немилосердные статьи и их садистское исполнение навели ужас на всю русскую страну. Правительство беспощадно преследовало людей старой веры: повсюду пылали срубы и костры, сжигались сотнями и тысячами невинные жертвы - измученные христиане, вырезали людям старой веры языки за проповедь и просто за исповедание этой веры, рубили им головы, ломали ребра клещами, закапывали живыми в землю по шею, колесовали, четвертовали, выматывали жилы... Тюрьмы, ссыльные монастыри, подземелья и другие каторжные места были переполнены несчастными страдальцами за святую веру древлеправославную. Духовенство и гражданское правительство с дьявольской жестокостью истребляло своих же родных братьев - русских людей - за их верность заветам и преданиям святой Руси и Христовой Церкви. Никому не было пощады: убивали не только мужчин, но им женщин, и даже детей".
"Более двух с половиной столетий пребывало старообрядчество в гонении. Гонения временами то ослабевали, то снова усиливались, но никогда не прекращались. Царь Петр I провозгласил веротерпимость в государстве, ею широко пользовались в России разные вероисповедания: римокатолическое, протестантское, магометанское, иудейское и языческое. И только одни старообрядцы не имели свободы в родном отечестве, ими же созданном".
"В наше время трудно указать хотя бы одно царство или страну, где бы совсем не было старообрядцев: рассеяны они по всему земному шару. Бегство русских благочестивых людей началось вскоре же после Собора 1667 г., который догматически установил и закрепил в применении к ним всякое насилие и гонения, самые жестокие казни и убийства. Особенно же усилилось бегство за границу в Софьино правление, во время Иоакимова патриаршества, когда в России не было возможности русским людям хранить свою православную веру не только в городах и селениях, но даже в лесах и и в пустынях. Такое безвыходное положение принудило многих христиан того времени спасать свою святую веру посредством самосожжений. Но другие находили иной выход, они бежали в соседние государства: в Польшу, Литву, Швецию, Пруссию, в Турцию, даже в Китай и в Японию, где пользовались полной свободой веры, за которую их никто здесь не преследовал.. Каково было количество бежавших, можно судить по сообщению Сената уже при Петре I: по сенатским сведениям, в то время русских людей находилось в побегах более 900 тысяч душ. В отношении к общему числу тогдашнего населения России это составляло десять процентов, а в отношении к исключительно русскому населению это количество бежавших составляло гораздо больший процент. Ни поляки, ни немцы, ни татары,ни другие инородцы, ни даже евреи не бежали тогда из России, ибо их тут никто и ни за что не преследовал и не притеснял. Преследовались и истреблялись исключительно только русские люди - самые преданные святой Руси, соль и твердыня Русской Земли.
Через два столетия, при большевистском разгроме России, повторилось это бегство за границу русских граждан. Но теперь количество бежавших составляло лишь один процент в отношении ко всему населению России, причем бежали не одни лишь русские люди и бежали при других совершенно условиях: с военной силой, сражаясь с врагом, пользуясь железными дорогами, военными судами, пассажирскими пароходами и т.п., с большими передышками, нередко с победами над настигающим их врагом. Тогда же, при Софье, при Петре I, при Анне, при Николае, было иное иное бегство, воистину христианское и подлинно евангельское, по примеру самого Христа и святых Его апостолов. Можно себе представить, какой это был страшный разгром России".
Нет никакого сомнения, учитывая жестокость того времени, отсутствие судебной защиты для "черных людей", наличие судьи, прокурора и исполнителя в их господине, что масштабы перегибов, людских потерь были гораздо выше, чем в первые годы Советской власти. Сарабаиты вменяют в вину Советской власти "искусственно организованный голод" 1933 года, а разве не такими же "искусственно организованными" предстают самосожжения старообрядцев? Вот как говорит об этом Мельников: "Доводили их до отречения от веры такими пытками: их или медленно жгли на огне, или выматывали жилы из них, или сначала отсекали одну руку, потом другую,затем одну ногу, наконец, другую ногу (это значит - четвертовали), подвешивали за ребра к потолку или особой перекладине и оставляли так висеть долгое время- до отречения или до смерти, подвешивали на вывернутые назад руки, колесовали, зарывали в землю по шею живыми; пытали и мучили и всякими другими убийственными средствами. Кто мог выдержать эти драконовские пытки? Чтобы спастись от них и чтобы сохранить свою веру, русские люди вынуждены были сами себя сжигать. "Нет нигде места, - говорили они, - только уходу, что в огонь да и в воду". Во многих местах, куда ожидались гонители, сыщики и мучители, заранее приготовлялись срубы для самосожжения или приспособлены были к этому отдельные избы, часовни, церкви, просмоленные и обложенные соломой. Как только получалось известие, что едут сыщики и мучители, народ запирался в приготовленное к сожжению здание и при появлении гонителей заявлял им: "Оставьте нас или мы сгорим". Бывали случаи, что гонители уезжали, и тогда народ избавлялся от самосожжения". Только нечестивый и безрассудный человек будет упрекать того, кто, к примеру, отрезанный огнём, выпрыгнул из окна горящего здания и разбился насмерть. Церковь всегда отпевала таких людей... Совершенно очевидно, самосожжения старообрядцев - следствие перегибов в политике духовных и царских властей. И как хочется нашей православной гордыни списать это на грехи старообрядцев. Мне же представляется, что пришло время молебнов за души погибших в пламени тех костров, молебнов за души всех почивших и ныне здравствующих древлеправославных христиан. Более того, полагаю, что не будь старообрядческой реакции на церковную реформу, то она приняла бы масштабы германской реформации, учитывая наш русский медвежий темперамент, который если разогреешь, то охладить бывает ох как не легко. Старообрядчество - это защитная реакция на внедрение чужеродного агента в душу русского народа, которое произошло в годы Смутного времени. Если представить себе, что, скажем, даже через сто лет после раскола вдруг исчезло старообрядчество, то процесс обновления в Православии пошел бы стремительно. И это то положительное в старообрядчестве, не заметить которое нельзя. Но можно ли отсюда , вслед за ними, учитывая невиданную жестокость гонений, делать вывод, что наша никонианская, как они говорят, Церковь - это церковь Антихриста, а царская власть - власть сатанинская? Конечно же нет, это явная нелепость. А посему использовать в качестве аргумента, подтверждающего сатанизм власти или организации, масштаб гонений, количество жертв и т.д. по крайней мере нелогично для человеческого разума, а для разума православного человека в особенности, ибо сказано в Писании: "Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение". И эти слова Апостол Павел (и Петр) сказал о той власти, которая вскоре усекла его мечем, языческой власти, которая еще три столетия преследовала, мучила и казнила христиан. Еще раз повторю: лишь одна власть объявляется Христом вне закона - власть Антихриста, приметы коей приведены в учении православном. И не нашим куриным оком дано охватить, как Господь приводит к власти новую власть, как на смену Саулу идет Давид. Наше дело - подчинится власти, если это не власть Антихриста. Когда же власть принуждает нас отказаться от исповедания веры Христовой - тогда стой до смерти, а в остальном будь послушен ей. И стремись просветить её верой Христовой. Вы все представляете коммунистов заговорщиками, смутьянами, бунтарями, а это была и есть политическая сила, если хотите новый царь, только не в лице одной персоны, а в лице сцементированной единой волей, одной целью партии. Ужель вы думаете, что Бог настолько беспомощен, что еще до наступления царства Антихриста попустил сатанинскую власть? Изменил своему слову?
Хорошо, вы возомнили себя судьями, прокурорами... тогда хоть послушайте мудрого совета, который записан у Иоанна Кассиана Римлянина: "Во всех случаях, как мы сказали, следует смотреть не на последствие дела, а на волю делающего, и надо исследовать не то, кто что сделал, а с каким намерением сделал. мы находим, что некоторые осуждены были за те дела, от которых после вышло добро, и напротив, некоторые небезукоризненными делами достигли высшей праведности. И полезный исход дел не помог тому, кто, приступив с худым намерением, хотел делать не то, от чего последовала польза, а нечто противное; также небезукоризненное начало не повредило тому, кто не из пренебрежения к Богу (то есть к любви в нашем случае, ибо Бог и любовь - это Одно. - В.М.), не с намерением согрешить, а, имея в виду необходимую и святую цель, по необходимости допустил укоризненное начало". Это христианская диалектика. Вы по наивности (или по лукавству) полагаете, что в Церкви - сплошь пшеница Господня, а кто вне - сплошь плевелы. Иисус Христос же учит другому, тому, что в мире, то есть на Земле, до Его пришествия будут расти вместе пшеница и плевелы, независимо от того, власть ли это, или мир, или Церковь. И чем ближе к Любви, тем сочнее и плодоноснее пшеница. Вы же непроизвольно (или произвольно) откидываете это из Учения Христа. Можно сказать так: кто в состоянии отличить пшеницу от плевел, тот может судить мир. Вы, любезный, в состоянии это сделать?
Особо рьяно нападают на коммунистов, когда идет разговор о собственности. А вы знаете как учили о собственности Святые Отцы Церкви? Послушайте как об этом пишет философ Бердяев: "Xpиcтиaнe, oбличaющиe кoммyниcтoв зa иx бeзбoжиe и зa aнтиpeлигиoзныe гoнeния, нe дoлжны были бы вcю винy вoзлaгaть иcключитeльнo нa этиx кoммyниcтoв-бeзбoжникoв, oни дoлжны были бы и нa ceбя вoзлoжить чacть вины, и знaчитeльнyю чacть. Oни дoлжны были бы быть нe тoлькo oбвинитeлями и cyдьями, вo и кaющимиcя. Mнoгo ли xpиcтиaнe cдeлaли для ocyщecтвлeния xpиcтиaнcкoй пpaвды в coциaльнoй жизни, пытaлиcь ли oни ocyшecтвлять бpaтcтвo людeй бeз тoй нeнaвиcти и нacилия, в кoтopыx oни oбличaют кoммyниcтoв? Гpexи xpиcтиaн, гpexи иcтopичecкиx цepквeй oчeнь вeлики и гpexи эти влeкyт зa coбoй cпpaвeдливyю кapy. Измeнa зaвeтaм Xpиcтa, oбpaщeниe xpиcтиaнcкoй цepкви в cpeдcтвo для пoддepжaния гocпoдcтвyющиx клaccoв нe мoглo нe вызвaть пo чeлoвeчecкoй cлaбocти oтдaлeния oт xpиcтиaнcтвa тex, кoтopыe пpинyждeны cтpaдaть oт этoй измeны и oт этогo извpaщeния xpиcтиaнcтвa. У пpopoкoв, в Eвaнгeлии, в aпocтoльcкиx пocлaнияx, y бoлыueй чacти yчитeлeй цepкви мы нaxoдим ocyждeниe бoгaтcтвa и бoгaтыx, oтpицaниe coбcтвeннocти, yтвepждeниe paвeнcтвa вcex людeй пepeд Бoгoм. У Cв.Bacилия Beликoгo, и ocoбeннo y Cв.Иoaннa Злaтoycтa, мoжнo вcтpeтить тaкиe peзкиe cyждeния o coциaльнoй нeпpaвдe, cвязaннoй c бoгaтcтвoм и coбcтвeннocтью, чтo пepeд ними блeднeют Пpyдoн и Mapкc. Учитeля цepкви cкaзaли, чтo coбcтвeннocть ecть кpaжa. Cв. Иoaнн Злaтoycт был coвepшeнный кoммyниcт, xoтя этo был, кoнeчнo, кoммyнизм нe кaпитaлиcтичecкoй, нe индycтpиaльнoй эпoxи. C бoльшим ocнoвaниeм мoжнo cкaзaть, чтo кoммyнизм имeeт xpиcтиaнcкиe или иyдeo-xpиcтиaнcкиe иcтoки. Ho cкopo нaчaлacь эпoxa, кoгдa xpиcтиaнcтвo былo пpиcпocoблeнo к цapcтвy кecapя cвoeгo вpeмeни. Былo cдeлaнo oткpытиe, чтo xpиcтиaнcтвo нe ecть тoлькo иcтинa, oт кoтopoй мoжeт cгopeть миp, нo чтo oнo мoжeт быть coциaльнo пoлeзнo для ycтpoeния цapcтвa кecapя. Xpиcтиaнe, иepapxи, eпиcкoпы, cвящeнники нaчaли зaщищaть гocпoдствyющиe клaccы бoгaтыx, влacть имyщиx. Cдeлaны были лoжныe вывoды из yчeния o пepвopoднoм гpexe, oпpaвдывaющиe вcякoe cyщecтвyющee злo и нecпpaвeдливocть. Cтpaдaния и cтecнeния были пpизнaны пoлeзными для cпaceния дyши и этo былo пpимeнимo глaвным oбpaзoм к клaccaм yгнeтeнным, oбpeчeнным нa cтpaдaния и cтecнeния, нo пoчeмy-тo нe пpимeнeнo к yгнeтaтeлям и нacильникaм. Xpиcтиaнcкoe cмиpeниe былo лoжнo иcтoлкoвaнo и этим иcтoлкoвaниeм пoльзoвaлиcь для oтpицaния чeлoвeчecкoгo дocтoинcтвa, для тpeбoвaния пoкopнocти вcякoмy coциaльнoмy злy. Xpиcтиaнcтвoм пoльзoвaлиcь для oпpaвдaния пpинижeннocти чeлoвeкa, для зaщиты гнета. Hyжнo вceгдa пoмнить, чтo цepкoвь имeeт двa paзныx cмыcлa". Последнее суждение Бердяева явно ошибочно: не Церковь имеет два смысла, плевелы, растущие везде, придают ей второй смысл. Но плевелы есть и среди коммунистов, что естественно. И не можем мы избавиться от них раньше второго пришествия Христа. Наше время тем и отличается от времени десятилетней давности, что впервые в мировой истории произошло видимое отделение пшеницы от плевел. Потому ельцинисты-путинцы не могут наладить жизнь в стране, что из власти ушла пшеница, которая сосредоточилась ныне в рядах народно-патриотических сил. Даже на "обратной стороне луны" нет-нет да и встречается хилая пшеничка во власти, но у нас процесс закончился. Россия стоит на пороге второго пришествия, которое, по учению Церкви, до основания разрушит весь мир насилья и кардинально преобразит жизнь. Вы все трясетесь за свою собственность, а особенно за собственность своих предков, подсчитываете убытки, хлопочете о возвращении земель, домов, вкладов. И нипочем вам строгое наставление, поучение величайшего столпа Православия Иоанна Златоуста о злом корне богатства, о чём говорится в его XII беседе "На первое послание к Тимофею": "Скажи мне, откуда ты приобрёл богатство? От кого ты получил его? От деда, - скажешь ты, - от отца. Но можешь ли ты, восходя через длинный ряд поколений, доказать таким образом, что имущество это законно приобретено? Никак не можешь этого сделать. Напротив, начало и корень его непременно должны скрываться в какой-нибудь несправедливости. Почему? Потому, что сначала Бог не сотворил одного богатым, а другого бедным и, приведши людей, не показал одному пути ко многим золотым сокровищам, а другому идти этим путём воспретил, но всем предоставил для возделывания одну и ту же землю. Каким же образом, в таком случае, ты владеешь столькими-то и столькими-то участками, а ближайший не имеет ни клочка земли, если земля составляет общее достояние? Скажешь - мне отец передал. А он от кого получил? Тоже от предков. Но постоянно восходя выше, непременно нужно найти начало… Положим… ты не виноват в том, что отец твой награбил; правда, ты владеешь тем, что приобретено посредством грабительства, однако сам ты не грабил… Что же из этого? Ужели богатство есть благо? Нисколько. Но оно и не зло, скажешь ты… Но разве это не зло, что один владеет тем, что принадлежит Господу, и что один пользуется общим достоянием? Не Божия ли земля и всё, что на ней есть? Поэтому, если наши имущества принадлежат Богу, то они в равной степени составляют достояние и наших сорабов; что принадлежит Богу, то принадлежит всем сообща. Разве мы не видим такого устройства в больших домах? Именно всем поровну выдаётся определённое количество хлеба, потому что исходит из житниц домохозяина; дом господский открыт для всех. И всё царское принадлежит всем: города, площади, улицы принадлежат всем; мы в равной мере пользуемся ими. Посмотри на строительство Божие: он сотворил некоторые предметы общими для всех, чтобы хоть таким образом пристыдить человеческий род. Таковы воздух, солнце, вода, небо, море, свет, звёзды; он уделил их всем равномерно, как будто братьям. Для всех он создал одинаковые глаза, одинаковое тело, одинаковую душу; всем дал одинаковое устройство, всех из земли, от одного человека произвёл; всем предоставил один и тот же дом. Но всё это нисколько не послужило к нашему обращению. И другое сделал он общим: бани, города, площади, улицы и заметь, что касательно того, что принадлежит всем, не бывает ни малейшей распри, но всё совершается мирно. Если же кто-нибудь покушается отнять что-нибудь и обратить в свою собственность, то происходит распря, как будто вследствие того, что сама природа негодует на то, что в то время, когда Бог отовсюду собирает нас, мы с особенным усердием стараемся разъединиться между собою, отделиться друг от друга, образуя частное владение, и говорить эти холодные слова: это твоё, а это моё. Тогда возникают споры и огорчения. А где нет ничего подобного, там ни споры, ни распри не возникают. Следовательно, для нас предназначено скорее общее, чем частное владение вещами. Между тем для того Бог и дал нам первое в общее употребление, чтобы мы научились из этого, что и последние должны быть общими". Но кто для вас Иоанн Златоуст, вы смотрите на мир "через призму истории", то есть через мировоззрение сарабаита - человека, которому чуждо стремление к киновии, то есть общежитию. А для меня, как и для Апостолов, как и для Василия Великого, как и для Иоанна Златоуста вне общежития христианства нет, ибо любовь, то есть Бог, может жить лишь там, где побежден корень всех грехов, там, где слово частная собственность забыто, а это возможно лишь в обшежитии . Ну не нравится вам слово коммуна, а киновия - тоже не русское, но слово-то "общежитие" того же значения... Истинная, божественная мораль возможно лишь в общежитии. Это прекрасно понимали первые Учителя и Отцы Церкви. А я научен Церковью исполнять волю Святых Отцов и Учителей Церкви. И никакая "призма истории" не убедит меня в греховности коммунизма, то есть общежития. Антикоммунист, в понимании Учителей и Отцов Церкви, - это идолопоклонник, вор, потому-то и произнес Василий Великий грозное: "Личная собственность есть кража". Это гораздо суровее, чем коммунистическое "частная собственность, основанная на эксплуатации человека человеком", ибо осуждается всякая личная собственность.
Начнём с этимологии. Известно, что слово коммуна переводится как община или общежитие. Слово это сейчас настолько испачкано и затаскано, что, мне представляется, лучше использовать его греческий синоним - киновия, то есть общежитие.
Посмотрим, что говорил по поводу коммуны, то есть киновии, один из учеников Иоанна Златоуста преподобный Иоанн Кассиан Римлянин в своих Писаниях в восемнадцатом собеседовании: "Итак, род жизни киновитян получил начало со времени апостольской проповеди. Ибо таким было всё множество верующих в Иерусалиме, которое в Деяниях Апостольских описывается так: у множества уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее. Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавали их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чём кто имел нужду (Деян. 4, 32, 34, 35). Такова была тогда вся Церковь, каких ныне с трудом, весьма мало можно найти в киновиях. Но когда после смерти Апостолов начало охладевать общество верующих, особенно те, которые из иноплеменников и разных народов присоединились к вере Христовой, от коих Апостолы, по их невежеству в вере и застарелым обычаям языческим, ничего больше не требовали, как только воздерживаться от идоложертвенного и крови, блуда, удавленины (Деян. 15, 29); и когда свобода, предоставленная язычникам по причине слабости их веры, начала мало по малу ослаблять совершенство и церкви Иерусалимской, и при ежедневном возрастании числа из туземцев и пришельцев горячность первой веры стала охладевать; то не только обращавшиеся к вере Христовой, но и предстоятели церкви уклонились от прежней строгости. Ибо некоторые, позволенное язычникам считая позволительным себе и для себя, думали, что они не потерпят никакого вреда, если при имуществе и богатстве своём будут содержать веру и исповедание Христа. А те, у которых ещё была горячность апостольская, помня о прежнем совершенстве, удаляясь из своих городов и общения с теми, которые считали позволитетельным для себя и для Церкви Божией распущенную жизнь, стали пребывать в местах подгородных и уединённых, и что было установлено Апостолами вообще для всей Церкви, в том начали упражняться всякий сам по себе". "Отсюда последовало, что по совместному жительству они стали называться киновитянами, а кельи и и местожительство их - киновиями. Следовательно, этот только род монахов был самый древний, который не только по времени, но и по благодати есть первый... Следы этого даже ныне мы видим в отдельных киновиях
От этих совершенных, как бы от плодовитого корня, после произошли цветы и плоды святых анахоретов".
"Когда христианская Церковь имела эти два рода монахов и когда это звание мало-помалу стало приходить в худшее состояние, возник тот самый худший и неверный род монахов, или скорее выросло то ожившее вредное насаждение, которое, в начале Церкви происходя от Анания и Сапфиры было посечено строгостью Апостола Петра, и которое между монахами столь долго считалось гнусным и отвратительным, ни у кого не было в употреблении, пока продолжался запечатленный в памяти верных страх того строго суда, по которому блаженный Апостол указанных виновников нового злодеяния не стал исцелять покаянием и удовлетворением, но поразил гибельное произрастание скорой смертью. Но когда этот пример строго наказания Анании и Сапфиры мало-помалу, по долгой беспечности и по древностью времени, вышел у некоторых из мыслей, то появился этот род сарабаитов. Происходя из числа тех, которые желали лучше принять личину евангельского совершенства, нежели истинно приобрести его, они отделялись от сожительства в киновияхи заботились всяк о своих нуждах, и потому на египетском языке названы сарабаитами (Romoboth или Remoboth renuitae, то есть отвергающие иго подчинённости игумену и правила монашеского общежития, живущие по своей воле, на своём иждивении). Возбуждаемые соревнованием или похвалами тех, которые нестяжательность Христову предпочли всем богатствам мира, они, будучи вынуждены необходимостью вступить в это звание и думая считаться монахами только по имени, без всякого усердия к подвигам, никак не принимают благоговения киновийского, не подчиняются воле старцев, не принимают их наставлений, не учатся отсекать свою волю, от правильной учёности не принимают никакого правила здравой рассудительности, но отвергая мир только напоказ, по человекоугодию, остаются в своих жилищах, связанные теми же занятиями, или, строя себе особые кельи и называя их монастырями, живут самочинно, по своей воле, никак не подчиняясь евангельским заповедям, чтобы не предаваться никаким заботам о ежедневном пропитании, никаким развлечением домашними делами. Это исполняют лишь те, которые, отказавшись от всякого имущества мирского, так подчинились настоятелям, что не считают себя господами себе (говоря современным "демократическим" языком, подавили свою волю, стали жить в "тоталитарном обществе", устроенном по типу Советской Коммуны - В.М.); а сарабаиты ("демократы" в современном звучании - В.М.), которые, уклоняясь от строгости киновийской, живут по двое и по трое в кельях, не довольствуясь попечением аввы и не подчиняясь его власти, но заботясь особенно о том, чтобы, освободившись от ига подчинённости старцам, иметь вольность исполнять свою волю, выходить куда бы ни вздумалось (в том числе в "исследовательскую экспедицию" на "обратную сторону луны" - В.М.) и делать что угодно, - днём и ночью изнуряют себя поденными работами даже больше, нежели живущие в киновиях, но не с той верою и не с тем намерением. Ибо они это делают не для того, чтобы плод своего труда передать в распоряжение эконома, но чтобы приобрести деньги, которые сберегают. Смотрите, какое различие между ними (то есть киновитянами и сарабаитами). Те, нисколько не думая о завтрашнем, с благодарность приносят Богу плоды своих трудов; а эти, не только на завтра, но и на многие годы вперёд простирая заботы без веры, считают Бога лживым или неимущим, как будто он обещанного ежедневного пропитания и одежды доставить им не может или не хочет. Те стараются жить в несостоятельности и нищете, а эти - приобрести полное обилие всех благ. Те ревностно стараются в ежедневных работах сделать ещё сверх назначенного урока, чтобы из того, что будет превышать потребность монастыря, по распоряжению аввы отдавать в темницы, или странноприимницы, или больницы, или нуждающимся; а эти стараются о том, чтобы то, что превышает ежедневное пропитание, употреблять на роскошные удовольствия или, по крайней мере, сберегать по сребролюбию. Наконец, если, положим, что они собранное не с лучшим намерением могли бы употребить лучше, то и это не равнялось бы с заслугою и совершенством киновитян. Ибо последние, принося монастырю столько доходов и ежедневно отдавая их, живут в таком смирении и подчинении, что отказываются от власти распоряжаться как собою, так и приобретённым собственными трудами, постоянно возобновляя горячность первого самоотвержения, когда ежедневно лишают себя своих трудов. А сарабаиты, превозносясь тем, что подают кое-что бедным, ежедневно стремятся к погибели. Тех терпение и строгость, по которой они так благочестиво пребывают в принятом однажды звании, что никогда не исполняют своей воли, - ежедневно делают распоясавшимися этому миру и живыми мучениками; а этих холодность воли живыми низвергает в ад. Итак, эти два рода монахов в этой области соперничают между собою почти равной численностью". В христианском мире нет пути Марфы и Марии, ибо обе они стали киновитянами, коммунарами великой Общины Ангелов - Апостольской Киновии. Существует лишь готовность сразу следовать за Христом, как Мария, или с воздыханием, с оглядкою, как Марфа, которая, в конце концов, возлюбила Христа как Мария. Есть лишь путь в Общину Ангелов апостольский и путь Анании и Сапфиры, которые оставили кое-что из своих богатств, не надеясь на Бога, и этот путь маскируется под путь Марфы. В главе "Предлог к оправданию тех, которые не хотят оставить своё имущество", Иоанн Кассиан Римлянин пишет: "Такие стараются в свидетельстве Св. Писания найти себе повод к прежнему корыстолюбию. Превратно толкуя, силятся извратить изречение Апостола, или лучше Господа, и приноровить по своему желанию, приспосабливая к смыслу Св. Писания не свою жизнь или разум, а, делая по желанию своей страсти натяжку, хотят, чтобы Св. Писание согласовывалось с их мнением, и говорят, что написано: блаженнее давать, нежели принимать (Деян. 20,35). Превратным толкованием этого они думают ослабить следующее изречение Господа: если хочешь быть совершенным, поди, продай имение твоё, и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною (Мф 19,21) Думают, что они под этим предлогом не должны оставлять своё богатство, и считают себя блаженными, если, обеспечив себя запасным богатством, от избытка его уделяют и другим; поскольку стыдятся принять с Апостолом славную нищету ради Христа и не хотят довольствоваться трудами рук и ... умеренностью".
Построение социализма в СССР - это первая попытка киновитян из числа христиан пойти путем Апостольской Общины в масштабе целого народа. Коммунизм возник в среде христианских народов, все без исключения социалисты-утописты и основоположники марксизма были крещёными во Христа в детстве. Ни в Индии, ни в Китае, ни в Японии, ни в мусульманских странах не появилось ни одного социалиста-утописта, не говоря уж об основоположниках марксизма. Китайский "коммунизм" на деле оказался всего лишь национал-социализмом: ему органически чужд интернационализм, когда "нет ни Еллина, ни Иудея... ни варвара, ни Скифа. Это тупиковый путь социализма. Но как же так, заявляют сарабаиты, коммунисты не верят в Бога. Какой путь Апостольской Общины, если нет веры? А вы, сарабаиты, верите в Бога, не на словах, конечно же, а на деле? Где плоды веры вашей? Почему с приходом вашей власти появились голод, холод, болезни, беспризорность, безнравственность - всё то, чего не было при, как вы говорите, безбожной Советской власти? А что такое безбожный, как учит Православие? Это человек без любви, без человеколюбия, ибо "Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём", и вновь и вновь повторяет Апостол любви Иоанн Богослов: "Будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь". А как может себя проявить любовь? Лишь делами, делами не закона, а веры, то есть делами любви - вот это и было "нечто неудобовразумительное" у Апостола Павла, как сказал об этом Апостол Пётр. Ведь вы же, не скрываясь, поносили страну Советов за то, что она "кормила полмира, а самим жрать было нечего". А она не только кормила, но и лечила, одевала, помогала строить (отчего вы убежали в "исследовательскую экспедицию") и очень часто даром. Вам не нравилось, что много плодов труда советских людей бескорыстно передавалось строгими "настоятелями монастырей" нищим, слабым, больным народам, что в этом "монастыре" пресекались всякие ростки "корня всех грехов - сребролюбия", а, по слову Иоанна Кассиана Римлянина, "сребролюбие можно победить только живущему в киновии". Киновия, общежитие, коммуна (кому как нравиться) - это единственный основной принцип христианства, без которого оно не мыслимо, без которого человек остаётся язычником, готовящимся стать христианином или становится сарабаитом. И если сребролюбие есть корень всех зол, то киновия, община, коммуна - источник добра, потому что это плод любви. Вы, вне всякого сомнения, духовные потомки сарабаитов. Да не нужны Богу ваши молитвы и псалмопения, когда вы братьев своих вгоняете в нищету, в болезни, в пороки. Лукавые, ведь вы же знаете, что спросит Господь при Встрече: "Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелом его: ибо алкал Я, и вы не дали мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим,или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших,то не сделали Мне" (Мф 25, 41-45). И где вы явитесь тогда? Вы обвиняете Советскую власть в "излишней жестокости". Тащите её на свой суд, презрев заповедь Христа " не судите, да не судимы будете". Неужель вы не знаете, что христианин не имеет права судить власть, если это не власть Антихриста? Где ваши аргументированные, со ссылками на учение Православной Церкви об Антихристе, доводы? Хорошо, допустим, вы правы: количество жертв, жестокость, преследование верующих, священников - показатель сатанизма власти, организации (религиозной или нерелигиозной). И взглянем через призму этой "истины" на время раскола. Но глянем не нашими глазами, а глазами старообрядцев. Вот как пишет об этом времени старообрядческий историк Ф. Е. Мельников в своей книге "Краткая история древлеправославной (старообрядческой) Церкви": "Положение в России христианской Церкви в VII столетии во многом было похоже на положение христиан в Римской империи в первые века христианства. Как тогда, христиане, страдая от сильных гонений со стороны языческих властей, вынуждены были скрываться в катакомбах (в особо устроенных подземельях), в пещерах и в загородных пристанищах, так русским людям - православным христианам XVII века - пришлось бежать в пустыни и леса, в горы и вертепы, скрываясь от преследований со стороны государственных и духовных властей.
По настоянию Московского патриарха Иоакима царевна Софья издала в 1685 году против людей древнего благочестия 12 грозных статей, справедливо получивших в истории название "драконовских". В них последователи древнерусской Церкви, то есть старообрядцы, обзываются "раскольщиками", "ворами", противниками церкви и караются самими страшными казнями. Кто распространяет старую веру, тех приказано пытать и сжечь в срубе, а пепел развеять; кто тайно будет содержать древнюю веру , тех нещадно бить кнутом и ссылать в отдаленные места. Приказано бить кнутами и батогами даже тех из верующих людей, которые окажут хотя бы какую милость гонимым христианам: дадут им поесть, или хоть только воды испить. Установлено: бить кнутом и ссылать тех людей, у которых преследуемые христиане лишь приютились. Всякое имущество староверов: дворы, поместья, вотчины, лавки и всякие промыслы и заводы - приказано отбирать и отписывать на "великих государей". От этих жутких гонений, разорений и смерти могло спасти древлеправославных христиан лишь полное отречение от старой веры рабская покорность всем безрассудным приказаниям властей. Эта статья гласила: кто их, староверов (сказано: "раскольщиков"), перекрещивал, крещенных в новой церкви (правительственной, господствующей), того (если он и раскается в этом, принесет покорность новой церкви, будет иметь духовного отца и искренне пожелает причаститься), поисповедав и причастив, все-таки "казнить смертью без всякого милосердия".
Эти действительно драконовски-немилосердные статьи и их садистское исполнение навели ужас на всю русскую страну. Правительство беспощадно преследовало людей старой веры: повсюду пылали срубы и костры, сжигались сотнями и тысячами невинные жертвы - измученные христиане, вырезали людям старой веры языки за проповедь и просто за исповедание этой веры, рубили им головы, ломали ребра клещами, закапывали живыми в землю по шею, колесовали, четвертовали, выматывали жилы... Тюрьмы, ссыльные монастыри, подземелья и другие каторжные места были переполнены несчастными страдальцами за святую веру древлеправославную. Духовенство и гражданское правительство с дьявольской жестокостью истребляло своих же родных братьев - русских людей - за их верность заветам и преданиям святой Руси и Христовой Церкви. Никому не было пощады: убивали не только мужчин, но им женщин, и даже детей".
"Более двух с половиной столетий пребывало старообрядчество в гонении. Гонения временами то ослабевали, то снова усиливались, но никогда не прекращались. Царь Петр I провозгласил веротерпимость в государстве, ею широко пользовались в России разные вероисповедания: римокатолическое, протестантское, магометанское, иудейское и языческое. И только одни старообрядцы не имели свободы в родном отечестве, ими же созданном".
"В наше время трудно указать хотя бы одно царство или страну, где бы совсем не было старообрядцев: рассеяны они по всему земному шару. Бегство русских благочестивых людей началось вскоре же после Собора 1667 г., который догматически установил и закрепил в применении к ним всякое насилие и гонения, самые жестокие казни и убийства. Особенно же усилилось бегство за границу в Софьино правление, во время Иоакимова патриаршества, когда в России не было возможности русским людям хранить свою православную веру не только в городах и селениях, но даже в лесах и и в пустынях. Такое безвыходное положение принудило многих христиан того времени спасать свою святую веру посредством самосожжений. Но другие находили иной выход, они бежали в соседние государства: в Польшу, Литву, Швецию, Пруссию, в Турцию, даже в Китай и в Японию, где пользовались полной свободой веры, за которую их никто здесь не преследовал.. Каково было количество бежавших, можно судить по сообщению Сената уже при Петре I: по сенатским сведениям, в то время русских людей находилось в побегах более 900 тысяч душ. В отношении к общему числу тогдашнего населения России это составляло десять процентов, а в отношении к исключительно русскому населению это количество бежавших составляло гораздо больший процент. Ни поляки, ни немцы, ни татары,ни другие инородцы, ни даже евреи не бежали тогда из России, ибо их тут никто и ни за что не преследовал и не притеснял. Преследовались и истреблялись исключительно только русские люди - самые преданные святой Руси, соль и твердыня Русской Земли.
Через два столетия, при большевистском разгроме России, повторилось это бегство за границу русских граждан. Но теперь количество бежавших составляло лишь один процент в отношении ко всему населению России, причем бежали не одни лишь русские люди и бежали при других совершенно условиях: с военной силой, сражаясь с врагом, пользуясь железными дорогами, военными судами, пассажирскими пароходами и т.п., с большими передышками, нередко с победами над настигающим их врагом. Тогда же, при Софье, при Петре I, при Анне, при Николае, было иное иное бегство, воистину христианское и подлинно евангельское, по примеру самого Христа и святых Его апостолов. Можно себе представить, какой это был страшный разгром России".
Нет никакого сомнения, учитывая жестокость того времени, отсутствие судебной защиты для "черных людей", наличие судьи, прокурора и исполнителя в их господине, что масштабы перегибов, людских потерь были гораздо выше, чем в первые годы Советской власти. Сарабаиты вменяют в вину Советской власти "искусственно организованный голод" 1933 года, а разве не такими же "искусственно организованными" предстают самосожжения старообрядцев? Вот как говорит об этом Мельников: "Доводили их до отречения от веры такими пытками: их или медленно жгли на огне, или выматывали жилы из них, или сначала отсекали одну руку, потом другую,затем одну ногу, наконец, другую ногу (это значит - четвертовали), подвешивали за ребра к потолку или особой перекладине и оставляли так висеть долгое время- до отречения или до смерти, подвешивали на вывернутые назад руки, колесовали, зарывали в землю по шею живыми; пытали и мучили и всякими другими убийственными средствами. Кто мог выдержать эти драконовские пытки? Чтобы спастись от них и чтобы сохранить свою веру, русские люди вынуждены были сами себя сжигать. "Нет нигде места, - говорили они, - только уходу, что в огонь да и в воду". Во многих местах, куда ожидались гонители, сыщики и мучители, заранее приготовлялись срубы для самосожжения или приспособлены были к этому отдельные избы, часовни, церкви, просмоленные и обложенные соломой. Как только получалось известие, что едут сыщики и мучители, народ запирался в приготовленное к сожжению здание и при появлении гонителей заявлял им: "Оставьте нас или мы сгорим". Бывали случаи, что гонители уезжали, и тогда народ избавлялся от самосожжения". Только нечестивый и безрассудный человек будет упрекать того, кто, к примеру, отрезанный огнём, выпрыгнул из окна горящего здания и разбился насмерть. Церковь всегда отпевала таких людей... Совершенно очевидно, самосожжения старообрядцев - следствие перегибов в политике духовных и царских властей. И как хочется нашей православной гордыни списать это на грехи старообрядцев. Мне же представляется, что пришло время молебнов за души погибших в пламени тех костров, молебнов за души всех почивших и ныне здравствующих древлеправославных христиан. Более того, полагаю, что не будь старообрядческой реакции на церковную реформу, то она приняла бы масштабы германской реформации, учитывая наш русский медвежий темперамент, который если разогреешь, то охладить бывает ох как не легко. Старообрядчество - это защитная реакция на внедрение чужеродного агента в душу русского народа, которое произошло в годы Смутного времени. Если представить себе, что, скажем, даже через сто лет после раскола вдруг исчезло старообрядчество, то процесс обновления в Православии пошел бы стремительно. И это то положительное в старообрядчестве, не заметить которое нельзя. Но можно ли отсюда , вслед за ними, учитывая невиданную жестокость гонений, делать вывод, что наша никонианская, как они говорят, Церковь - это церковь Антихриста, а царская власть - власть сатанинская? Конечно же нет, это явная нелепость. А посему использовать в качестве аргумента, подтверждающего сатанизм власти или организации, масштаб гонений, количество жертв и т.д. по крайней мере нелогично для человеческого разума, а для разума православного человека в особенности, ибо сказано в Писании: "Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение". И эти слова Апостол Павел (и Петр) сказал о той власти, которая вскоре усекла его мечем, языческой власти, которая еще три столетия преследовала, мучила и казнила христиан. Еще раз повторю: лишь одна власть объявляется Христом вне закона - власть Антихриста, приметы коей приведены в учении православном. И не нашим куриным оком дано охватить, как Господь приводит к власти новую власть, как на смену Саулу идет Давид. Наше дело - подчинится власти, если это не власть Антихриста. Когда же власть принуждает нас отказаться от исповедания веры Христовой - тогда стой до смерти, а в остальном будь послушен ей. И стремись просветить её верой Христовой. Вы все представляете коммунистов заговорщиками, смутьянами, бунтарями, а это была и есть политическая сила, если хотите новый царь, только не в лице одной персоны, а в лице сцементированной единой волей, одной целью партии. Ужель вы думаете, что Бог настолько беспомощен, что еще до наступления царства Антихриста попустил сатанинскую власть? Изменил своему слову?
Хорошо, вы возомнили себя судьями, прокурорами... тогда хоть послушайте мудрого совета, который записан у Иоанна Кассиана Римлянина: "Во всех случаях, как мы сказали, следует смотреть не на последствие дела, а на волю делающего, и надо исследовать не то, кто что сделал, а с каким намерением сделал. мы находим, что некоторые осуждены были за те дела, от которых после вышло добро, и напротив, некоторые небезукоризненными делами достигли высшей праведности. И полезный исход дел не помог тому, кто, приступив с худым намерением, хотел делать не то, от чего последовала польза, а нечто противное; также небезукоризненное начало не повредило тому, кто не из пренебрежения к Богу (то есть к любви в нашем случае, ибо Бог и любовь - это Одно. - В.М.), не с намерением согрешить, а, имея в виду необходимую и святую цель, по необходимости допустил укоризненное начало". Это христианская диалектика. Вы по наивности (или по лукавству) полагаете, что в Церкви - сплошь пшеница Господня, а кто вне - сплошь плевелы. Иисус Христос же учит другому, тому, что в мире, то есть на Земле, до Его пришествия будут расти вместе пшеница и плевелы, независимо от того, власть ли это, или мир, или Церковь. И чем ближе к Любви, тем сочнее и плодоноснее пшеница. Вы же непроизвольно (или произвольно) откидываете это из Учения Христа. Можно сказать так: кто в состоянии отличить пшеницу от плевел, тот может судить мир. Вы, любезный, в состоянии это сделать?
Особо рьяно нападают на коммунистов, когда идет разговор о собственности. А вы знаете как учили о собственности Святые Отцы Церкви? Послушайте как об этом пишет философ Бердяев: "Xpиcтиaнe, oбличaющиe кoммyниcтoв зa иx бeзбoжиe и зa aнтиpeлигиoзныe гoнeния, нe дoлжны были бы вcю винy вoзлaгaть иcключитeльнo нa этиx кoммyниcтoв-бeзбoжникoв, oни дoлжны были бы и нa ceбя вoзлoжить чacть вины, и знaчитeльнyю чacть. Oни дoлжны были бы быть нe тoлькo oбвинитeлями и cyдьями, вo и кaющимиcя. Mнoгo ли xpиcтиaнe cдeлaли для ocyщecтвлeния xpиcтиaнcкoй пpaвды в coциaльнoй жизни, пытaлиcь ли oни ocyшecтвлять бpaтcтвo людeй бeз тoй нeнaвиcти и нacилия, в кoтopыx oни oбличaют кoммyниcтoв? Гpexи xpиcтиaн, гpexи иcтopичecкиx цepквeй oчeнь вeлики и гpexи эти влeкyт зa coбoй cпpaвeдливyю кapy. Измeнa зaвeтaм Xpиcтa, oбpaщeниe xpиcтиaнcкoй цepкви в cpeдcтвo для пoддepжaния гocпoдcтвyющиx клaccoв нe мoглo нe вызвaть пo чeлoвeчecкoй cлaбocти oтдaлeния oт xpиcтиaнcтвa тex, кoтopыe пpинyждeны cтpaдaть oт этoй измeны и oт этогo извpaщeния xpиcтиaнcтвa. У пpopoкoв, в Eвaнгeлии, в aпocтoльcкиx пocлaнияx, y бoлыueй чacти yчитeлeй цepкви мы нaxoдим ocyждeниe бoгaтcтвa и бoгaтыx, oтpицaниe coбcтвeннocти, yтвepждeниe paвeнcтвa вcex людeй пepeд Бoгoм. У Cв.Bacилия Beликoгo, и ocoбeннo y Cв.Иoaннa Злaтoycтa, мoжнo вcтpeтить тaкиe peзкиe cyждeния o coциaльнoй нeпpaвдe, cвязaннoй c бoгaтcтвoм и coбcтвeннocтью, чтo пepeд ними блeднeют Пpyдoн и Mapкc. Учитeля цepкви cкaзaли, чтo coбcтвeннocть ecть кpaжa. Cв. Иoaнн Злaтoycт был coвepшeнный кoммyниcт, xoтя этo был, кoнeчнo, кoммyнизм нe кaпитaлиcтичecкoй, нe индycтpиaльнoй эпoxи. C бoльшим ocнoвaниeм мoжнo cкaзaть, чтo кoммyнизм имeeт xpиcтиaнcкиe или иyдeo-xpиcтиaнcкиe иcтoки. Ho cкopo нaчaлacь эпoxa, кoгдa xpиcтиaнcтвo былo пpиcпocoблeнo к цapcтвy кecapя cвoeгo вpeмeни. Былo cдeлaнo oткpытиe, чтo xpиcтиaнcтвo нe ecть тoлькo иcтинa, oт кoтopoй мoжeт cгopeть миp, нo чтo oнo мoжeт быть coциaльнo пoлeзнo для ycтpoeния цapcтвa кecapя. Xpиcтиaнe, иepapxи, eпиcкoпы, cвящeнники нaчaли зaщищaть гocпoдствyющиe клaccы бoгaтыx, влacть имyщиx. Cдeлaны были лoжныe вывoды из yчeния o пepвopoднoм гpexe, oпpaвдывaющиe вcякoe cyщecтвyющee злo и нecпpaвeдливocть. Cтpaдaния и cтecнeния были пpизнaны пoлeзными для cпaceния дyши и этo былo пpимeнимo глaвным oбpaзoм к клaccaм yгнeтeнным, oбpeчeнным нa cтpaдaния и cтecнeния, нo пoчeмy-тo нe пpимeнeнo к yгнeтaтeлям и нacильникaм. Xpиcтиaнcкoe cмиpeниe былo лoжнo иcтoлкoвaнo и этим иcтoлкoвaниeм пoльзoвaлиcь для oтpицaния чeлoвeчecкoгo дocтoинcтвa, для тpeбoвaния пoкopнocти вcякoмy coциaльнoмy злy. Xpиcтиaнcтвoм пoльзoвaлиcь для oпpaвдaния пpинижeннocти чeлoвeкa, для зaщиты гнета. Hyжнo вceгдa пoмнить, чтo цepкoвь имeeт двa paзныx cмыcлa". Последнее суждение Бердяева явно ошибочно: не Церковь имеет два смысла, плевелы, растущие везде, придают ей второй смысл. Но плевелы есть и среди коммунистов, что естественно. И не можем мы избавиться от них раньше второго пришествия Христа. Наше время тем и отличается от времени десятилетней давности, что впервые в мировой истории произошло видимое отделение пшеницы от плевел. Потому ельцинисты-путинцы не могут наладить жизнь в стране, что из власти ушла пшеница, которая сосредоточилась ныне в рядах народно-патриотических сил. Даже на "обратной стороне луны" нет-нет да и встречается хилая пшеничка во власти, но у нас процесс закончился. Россия стоит на пороге второго пришествия, которое, по учению Церкви, до основания разрушит весь мир насилья и кардинально преобразит жизнь. Вы все трясетесь за свою собственность, а особенно за собственность своих предков, подсчитываете убытки, хлопочете о возвращении земель, домов, вкладов. И нипочем вам строгое наставление, поучение величайшего столпа Православия Иоанна Златоуста о злом корне богатства, о чём говорится в его XII беседе "На первое послание к Тимофею": "Скажи мне, откуда ты приобрёл богатство? От кого ты получил его? От деда, - скажешь ты, - от отца. Но можешь ли ты, восходя через длинный ряд поколений, доказать таким образом, что имущество это законно приобретено? Никак не можешь этого сделать. Напротив, начало и корень его непременно должны скрываться в какой-нибудь несправедливости. Почему? Потому, что сначала Бог не сотворил одного богатым, а другого бедным и, приведши людей, не показал одному пути ко многим золотым сокровищам, а другому идти этим путём воспретил, но всем предоставил для возделывания одну и ту же землю. Каким же образом, в таком случае, ты владеешь столькими-то и столькими-то участками, а ближайший не имеет ни клочка земли, если земля составляет общее достояние? Скажешь - мне отец передал. А он от кого получил? Тоже от предков. Но постоянно восходя выше, непременно нужно найти начало… Положим… ты не виноват в том, что отец твой награбил; правда, ты владеешь тем, что приобретено посредством грабительства, однако сам ты не грабил… Что же из этого? Ужели богатство есть благо? Нисколько. Но оно и не зло, скажешь ты… Но разве это не зло, что один владеет тем, что принадлежит Господу, и что один пользуется общим достоянием? Не Божия ли земля и всё, что на ней есть? Поэтому, если наши имущества принадлежат Богу, то они в равной степени составляют достояние и наших сорабов; что принадлежит Богу, то принадлежит всем сообща. Разве мы не видим такого устройства в больших домах? Именно всем поровну выдаётся определённое количество хлеба, потому что исходит из житниц домохозяина; дом господский открыт для всех. И всё царское принадлежит всем: города, площади, улицы принадлежат всем; мы в равной мере пользуемся ими. Посмотри на строительство Божие: он сотворил некоторые предметы общими для всех, чтобы хоть таким образом пристыдить человеческий род. Таковы воздух, солнце, вода, небо, море, свет, звёзды; он уделил их всем равномерно, как будто братьям. Для всех он создал одинаковые глаза, одинаковое тело, одинаковую душу; всем дал одинаковое устройство, всех из земли, от одного человека произвёл; всем предоставил один и тот же дом. Но всё это нисколько не послужило к нашему обращению. И другое сделал он общим: бани, города, площади, улицы и заметь, что касательно того, что принадлежит всем, не бывает ни малейшей распри, но всё совершается мирно. Если же кто-нибудь покушается отнять что-нибудь и обратить в свою собственность, то происходит распря, как будто вследствие того, что сама природа негодует на то, что в то время, когда Бог отовсюду собирает нас, мы с особенным усердием стараемся разъединиться между собою, отделиться друг от друга, образуя частное владение, и говорить эти холодные слова: это твоё, а это моё. Тогда возникают споры и огорчения. А где нет ничего подобного, там ни споры, ни распри не возникают. Следовательно, для нас предназначено скорее общее, чем частное владение вещами. Между тем для того Бог и дал нам первое в общее употребление, чтобы мы научились из этого, что и последние должны быть общими". Но кто для вас Иоанн Златоуст, вы смотрите на мир "через призму истории", то есть через мировоззрение сарабаита - человека, которому чуждо стремление к киновии, то есть общежитию. А для меня, как и для Апостолов, как и для Василия Великого, как и для Иоанна Златоуста вне общежития христианства нет, ибо любовь, то есть Бог, может жить лишь там, где побежден корень всех грехов, там, где слово частная собственность забыто, а это возможно лишь в обшежитии . Ну не нравится вам слово коммуна, а киновия - тоже не русское, но слово-то "общежитие" того же значения... Истинная, божественная мораль возможно лишь в общежитии. Это прекрасно понимали первые Учителя и Отцы Церкви. А я научен Церковью исполнять волю Святых Отцов и Учителей Церкви. И никакая "призма истории" не убедит меня в греховности коммунизма, то есть общежития. Антикоммунист, в понимании Учителей и Отцов Церкви, - это идолопоклонник, вор, потому-то и произнес Василий Великий грозное: "Личная собственность есть кража". Это гораздо суровее, чем коммунистическое "частная собственность, основанная на эксплуатации человека человеком", ибо осуждается всякая личная собственность.
Настала пора православным патриотам определится, с кем они: с сарабаитами, извратившими православное учение, поносящими Общину Ангелов - Коммуну апостолов или с киновитянами, с теми, кто идет дорогой Апостолов, а значит путем Христа.
Источник: http://chri-soc.narod.ru/mak_nazarov.htm