Преподобный Нил Сорский. |
Геннадий Михайлович Шиманов – это, некоторым образом, живая легенда Русского Самиздата (был, был и такой – не либерально-космополитический, а почвенно-русофильский самиздат, одним из самобытнейших представителей коего являлся рецензируемый автор). Достойно удивления, как это до сих пор Шиманова в России толком и не издали. И это при том, что, по совершенно верному замечанию В. Кожинова, “ряд его сочинений в 1970-е годы был опубликован за рубежом, а высказанные им идеи вызвали там множество откликов, породив целую литературу. Один перечень касающихся так или иначе Геннадия Шиманова зарубежных книг и статей занял бы несколько страниц…”. С выходом в свет данного сборника (изданного, кстати говоря, на средства самого автора) минимальная справедливость восстановлена. Отечественный читатель получил возможность ознакомиться с рядом работ Г. Шиманова, чья датировка располагается в солидном диапазоне от 1971 до 2003 года, а тематика приятно поражает нестандартным подходом автора к самым больным вопросам истории и современности. Читатель, давший себе труд ознакомиться с книгой, несомненно узнает нечто новое для себя о “тайной природе капитализма” и о “псевдодемократическом правосознании”, о том “как делаются кризисы” и о “чём помалкивают язычники”, о “марксизме, гитлеризме и Сионских протоколах” и о “русском социализме”… Всё перечисленное (а перечислена нами только часть) – это заглавия статей, составляющих сборник.
Задушевнейшая идея Г. Шиманова, представляющая своего рода “фундамент” его мысли, - это идея о необходимости и возможности русского социализма. “В связке национализма с социализмом, - пишет он, - национализм первичен, а социализм вторичен. Но не в смысле меньшей его ценности, а как стадия роста. В социализме завершение национальной идеи, её полнота”. Освящённый Православием национальный социализм – такова, по Шиманову, полнота “русской идеи”. Таков спасительный ориентир, сверяясь с коим, следует выбираться “из идейной трясины на торный путь”. Вполне разделяя с почтенным автором высказанные идеи, присоединимся и к ещё одному его выводу: “человеку, если он русский, и жить-то больше не для чего. Только для Бога и своего народа. Творить Святую Русь насколько хватит сил и независимо от того, чем это дело может закончиться”.
Руслан Бычков