«Новый смысл» нарушает все каноны профессиональной журналистики. Концерт словенской группы “Laibach” прошёл в Петербурге 10 дней назад, а мы только сейчас вспоминаем об этом событии. Зато мы можем обсудить всё спокойно — без ажиотажа и истерии. Для того чтобы говорить о значимом, информационные поводы не нужны.
Вообще писать о музыке очень тяжело. Как описать то, что услышал? Зато намного легче описать то, что увидел. На концерте “Laibach” собралась разная публика. В зале я заметил петербургских национал-большевиков, а также паренька с выбритыми висками в кофте от “Thor Steinar”, но преобладали субтильные хипстеры.
Музыка “Laibach” и шоу, которое устраивает эта группа, имеет характер инициации — это давно замечено. «Человечество не может долго пребывать в сфере бессмысленного и относительного, ведь это — шизофрения, болезнь, которая рано или поздно обернётся гибелью. Но я верю в человека! Я антропологический оптимист! И поэтому я уверен, что обязательно свершится общемировой катарсис. И эти мысли вновь посетили меня на концерте “Laibach”. Тяжёлая мерная индустриальная поступь маршей. Скрежет шестерёнок, бас вокалиста, хор возвращали мне уверенность в том, что в мире система координат всё-таки есть. Спрос на настоящее, искреннее, благородное и возвышенное существует! Слушая “Laibach”, я понимал: идёт война с лживостью и лицемерием, пошлостью и мерзостью современного либерализма», — делился своими впечатлениями о прошлом петербургском концерте словенцев преподаватель философии и постоянный автор «Нового смысла» Андрей Кузьмин.
О новом концерте можно написать то же самое. Не из-за того, что “Laibach” повторяется. Так, последний концерт более лиричный, чем предыдущие, благодаря тому, что его лейтмотивом стал ностальгический трек из фильма «Железное небо» (режиссёр Тимо Вуоренсола). Но суть концертов “Laibach” остаётся всё той же — это инициация, где индивидуальная воля зрителя подчиняется коллективной воле всего действа. Было забавно наблюдать за хипстерами. Получая от “Laibach” тоталитарный заряд, они начинали тянуть руки в римском салюте. Когда трек заканчивался, они, придя на время в себя, меняли римский салют на ленинский жест «Вперёд, товарищи!», или вытягивали в салюте сразу две руки, как египетские жрецы.
Вообще писать о музыке очень тяжело. Как описать то, что услышал? Зато намного легче описать то, что увидел. На концерте “Laibach” собралась разная публика. В зале я заметил петербургских национал-большевиков, а также паренька с выбритыми висками в кофте от “Thor Steinar”, но преобладали субтильные хипстеры.
Музыка “Laibach” и шоу, которое устраивает эта группа, имеет характер инициации — это давно замечено. «Человечество не может долго пребывать в сфере бессмысленного и относительного, ведь это — шизофрения, болезнь, которая рано или поздно обернётся гибелью. Но я верю в человека! Я антропологический оптимист! И поэтому я уверен, что обязательно свершится общемировой катарсис. И эти мысли вновь посетили меня на концерте “Laibach”. Тяжёлая мерная индустриальная поступь маршей. Скрежет шестерёнок, бас вокалиста, хор возвращали мне уверенность в том, что в мире система координат всё-таки есть. Спрос на настоящее, искреннее, благородное и возвышенное существует! Слушая “Laibach”, я понимал: идёт война с лживостью и лицемерием, пошлостью и мерзостью современного либерализма», — делился своими впечатлениями о прошлом петербургском концерте словенцев преподаватель философии и постоянный автор «Нового смысла» Андрей Кузьмин.
О новом концерте можно написать то же самое. Не из-за того, что “Laibach” повторяется. Так, последний концерт более лиричный, чем предыдущие, благодаря тому, что его лейтмотивом стал ностальгический трек из фильма «Железное небо» (режиссёр Тимо Вуоренсола). Но суть концертов “Laibach” остаётся всё той же — это инициация, где индивидуальная воля зрителя подчиняется коллективной воле всего действа. Было забавно наблюдать за хипстерами. Получая от “Laibach” тоталитарный заряд, они начинали тянуть руки в римском салюте. Когда трек заканчивался, они, придя на время в себя, меняли римский салют на ленинский жест «Вперёд, товарищи!», или вытягивали в салюте сразу две руки, как египетские жрецы.
Перед концертом я обсуждал “Laibach” со своими фейсбук-друзьями. «А я всегда считал, что “Лайбах” — это такой юмор, в духе концептуалистов, с привкусом издёвки над вкусами толпы. Типа берём тоталитарную эстетику, большой стиль и т.п., вынимаем из неё конкретное (историческое) содержание и культивируем эту универсальную форму на любом материале, чтобы любая песня “Битлз” или гимн любой страны звучали как апокалиптический тоталитарный марш», — написал левый публицист Алексей Цветков. «Я тоже так думал. Пока не побывал на их концерте в Киеве. Тогда американцы бомбили Белград, или почти тогда. Они отыграли много песен из альбома “НАТО”, и до меня, вдруг дошло, что это не кич, а сохранение до лучших времен идеологии нацизма. Через технократическую, фашистскую антиутопию», — ответил ему Антон Розенвайн.
Я в свою очередь написал: «Вначале принимал их всерьёз, когда они придавали тоталитарное звучание попсовым шлягерам. Потом думал, что это — разновидность посмодерна. Но когда почитал их тексты, то вновь пришёл к мысли, что это — серьёзные художники, которые работают в русле тоталитарного стиля. Их композиции — это инициации слушателя в тоталитаризм. Это вам не какой-то очередной “ой”. А главное, неважно, в конце концов, что думает сам художник. Важно действие, которое он производит. А “Лайбах” вводит тебя в состояние мобилизации. Я, например, совершаю под их композиции десятикилометровые пробежки, слушал их перед спаррингами. Ты, Алексей, умный человек. Пусть провинциальные фигляры думают, что это всё юмор. Сколько можно гримасничать? 33 года? Хотя, живя в мире постмодерна, нельзя полностью оторваться от его влияния и не соблюдать те или иные его установки. Если бы у “Лайбах” всё было слишком серьёзно, то они не стали всемирно известной группой».
33 года кривляться трудно, а именно столько времени существует “Laibach”. В конце последнего петербургского концерта группы на экране, который служил задником сцены, крутились топорики в виде свастики. Шутка это? Не думаю. Во всяком случае, за такие шутки, сыгранные перед домашним матчем, хоккейный клуб «Динамо-Рига» недавно заплатил миллион рублей штрафа: «КХЛ (Континентальная хоккейная лига — Д.Ж.) постановила, что использовать любые изобразительные формы для демонстрации нацистских знаков и символов нельзя, а также запрещено использовать схожие со свастикой символы. Запрет распространяется не только на клубы, но и на болельщиков. Представителей хоккейного клуба “Динамо” предупредили о том, что в случае повторения подобных нарушений в будущем в виде исключения из состава участников КХЛ». «Есть определённые европейские нормы, и мы, проанализировав ситуацию, внимательно рассмотрели, что произошло, с учётом всех исторических фактов и считаем произошедшее недопустимым. Клуб не только будет наказан финансово, но и в случае повторения инцидента будет исключен из КХЛ. Я сам был инициатором повторного рассмотрения этого инцидента и считаю, что какие бы исторические источники ни были у этого символа, если он инициируется с нацизмом — его использование недопустимо», - заявил президент КХЛ Александр Медведев. Хорошо, что Медведев не посещает концерты “Laibach”, как не посещают их и профессиональные антифашисты из Центра Симона Визенталя.
Дмитрий Жвания
Источник: http://www.sensusnovus.ru/culture/2013/12/10/17588.html
Источник: http://www.sensusnovus.ru/culture/2013/12/10/17588.html