пятница, 20 декабря 2013 г.

Александр Бовдунов: Размышления по поводу украинского национального проекта

"Нам, великороссам, несмотря ни на что, несмотря на то, что происходит на "майдане", надо преодолевать и искоренять в себе пренебрежительное отношение к украинским братьям. Нельзя смотреть на них как на недо-русских".
 
Мы не против украинского государства, мы уважаем этнические и исторические особенности украинцев, волю к самостоятельнсоти и желание сохранить собственную идентичность. Не против государства, но для этого оно должно быть ГОСУДАРСТВОМ, а ни чем-то иным. Украинский национальный проект пока демонстрирует свою нежизнеспособность, инфантильность, не способность взять на себя отвественность за судьбу страны и самостоятельное суверенное развитие. Вместо этого ( со стороны власти и оппозиции, в том числе и состороны украинских правых), игры в поддавки с Евросоюзом, наивная вера, что чужой дядя из ЕС придет и "молча поправит все", готовность поступиться собственным суверенитетом, чтобы кто-то сделал всю работу за них. Это не национальный проект. Это проект самоликивдации. Выступать, за это и быть националистом может только шизофреник, человек с расколотым сознанием.
На этом фоне другой славянский брат - Белоруссия, демонстрирует удивительную адекватность и состоятельность. Здесь проект суверенного государства вполне удался. Причем без надрыва и антирусизма, без противопоставления католиков православным, а беларусов русским. Беларусь может позволить себе быть по-настоящему суверенной в отношениях как с Россией, так и Евросоюзом.
Украина - нет. Украинский националистический проект в тех формах, в которых он существует работает не на сплочение, а на распад страны. Это экслюзитивистский, провинциальный национализм, "малый национализм", эксплуатирующий фобии прошлого и оперирующий антикварными мифологемами. Идеология украинского "малого национализма" аппелирует к "малому народу", а не к большому, не ко всей разнородной и разнообразной общности украинцев, а к "нации", понятой как горстка национально свидомых. Он только дестабилизирует Украину, превращая государство в добычу для внешних и внутренних сил, желающих извлечь выгоду из хаоса.

"Большого", государственнического национализма, который бы расстался со всей этой бандеровско-эмигрантской мифологией и ориентировался бы на весь большой народ, защищая в первую очередь идентичность и уникальное многообразие внутри украинского народа, его традиции и культуру, его ценности и традиционные народные идеалы, на (в) Украине нет. Удивительно, но такой большой национализм можно встретить в Европе и России, даже в той же Беларуси, но на Украине, если что-то подобное и начнет появлятся, то обязательно подскользнется на русофобии.
Большой национализм обращается, как я уже сказал к "большому народу" и пытается ответить на наиболее важные вызовы современности. Он не боится работать с "большими пространствами" и сам предлагает интеграционные идеи, стремится сам стать мотором интеграционных процессов. Это национализм антигегемонистский, работающий в поле больших, глобальных смыслов. Наконец, это национализм, открытый к диалогу, не боящийся его, живой, не схематичный. Украина как мощный, самостоятельный полюс в континентальном пространстве Европы и севера Евразии, Большого Севера, дружественный и России, и Европе, оптимальный вариант и идеал "Большого национализма". Но такого не заметно. А значит нет хоть и может в чем-то неприятного и своенравного, но партнера для диалога.
Нам, великороссам, несмотря ни на что, несмотря на то, что происходит на "майдане", надо преодолевать и искоренять в себе пренебрежительное отношение к украинским братьям. Нельзя смотреть на них как на недо-русских. Просто они в чем-то другие, во многом другие. Эту инаковость надо уважать. Не пытаться выступать с учительских позиций. Не бросать обидные шутки про "хохлов", "рагулей" и пр.. Высокомерие и грубый шовинизм несовместимы с евразийским подходом. И еще "советчина" - это не евразийство. Советчина и бандеровщина стоят друг друга.