Испания и Португалия переживают глубокий экономический кризис. По мнению правительств обеих стран основной причиной этого является чрезмерный дефицит госбюджета, который вынуждает обращаться за заимствованиями на внешние финансовые рынки, где каждый раз приходится брать в долг под повышенные проценты.
Испания, которая завершила прошлый год с дефицитом в 8,5 процента ВВП, в этом году вынуждена будет взять в долг более 90 млрд евро, а выплата процентов по предыдущим и текущим заимствованиям составит более 45 млрд евро. Поэтому пришедшее в конце 2011 года к власти правительство консервативной Народной партии во главе с Мариано Рахоем Бреем провозгласило курс на сокращение дефицита госбюджета до 5,3 процента в этом году и до 3 процентов в следующем. Для этого правительство приняло целый ряд жестких мер по сокращению государственных расходов, в том числе на социальные нужды, повысило подоходный налог, провело антисоциальную реформу трудового законодательства, что вызвало резкий рост протестных настроений в стране.
Попытки испанского правительства снизить дефицит госбюджета могут иметь успех только в том случае, если аналогичную задачу поставят перед собой 17 автономных областей страны, которые в значительной степени являются виновниками роста государственной задолженности Испании. На недавно прошедшем заседании территориального совета при правительстве автономные области взяли на себя обязательство сократить расходы на 16 млрд евро и снизить дефициты своих бюджетов до 1,5 процента ВВП, однако, по мнению испанских экономистов, сделать это будет очень трудно.
Испания, которая завершила прошлый год с дефицитом в 8,5 процента ВВП, в этом году вынуждена будет взять в долг более 90 млрд евро, а выплата процентов по предыдущим и текущим заимствованиям составит более 45 млрд евро. Поэтому пришедшее в конце 2011 года к власти правительство консервативной Народной партии во главе с Мариано Рахоем Бреем провозгласило курс на сокращение дефицита госбюджета до 5,3 процента в этом году и до 3 процентов в следующем. Для этого правительство приняло целый ряд жестких мер по сокращению государственных расходов, в том числе на социальные нужды, повысило подоходный налог, провело антисоциальную реформу трудового законодательства, что вызвало резкий рост протестных настроений в стране.
Попытки испанского правительства снизить дефицит госбюджета могут иметь успех только в том случае, если аналогичную задачу поставят перед собой 17 автономных областей страны, которые в значительной степени являются виновниками роста государственной задолженности Испании. На недавно прошедшем заседании территориального совета при правительстве автономные области взяли на себя обязательство сократить расходы на 16 млрд евро и снизить дефициты своих бюджетов до 1,5 процента ВВП, однако, по мнению испанских экономистов, сделать это будет очень трудно.
Второй проблемой испанской экономики является кризис банковской системы. Испанские банки и сберегательные кассы накопили более 100 млрд неликвидных активов, в основном как следствие безудержного кредитования строительного сектора в период экономического бума конца 90-ых и начала 2000-ых годов, поэтому они испытывают острый недостаток ликвидности, которую пытаются восполнить займами у Европейского центрального банка /ЕЦБ/. За последние 5 месяцев испанские банки взяли в долг у ЕЦБ более 260 млрд евро, что, однако, не решило их проблемы и не позволило восстановить кредитование испанских компаний. К тому же проводимая испанским правительством политика укрупнения испанских финансовых учреждений не во всех случаях привела к положительным результатам. Так, например, практически на грани банкротства оказался четвертый в стране банк "Банкия", обслуживающий 10 млн клиентов и обладающий 400 тыс. акционеров. Перед лицом неминуемого краха этого банка правительство вынуждено было провести его национализацию, а сейчас готовит вливание в него государственных средств в размере не менее 7 млрд евро.
В этой ситуации испанский премьер предпринял попытку привлечь к спасению испанской банковской системы ЕЦБ, который мог бы, как он это делал в январе-марте, скупать часть испанских долговых обязательств, что способствовало бы ослаблению напряжения на международных финансовых рынках. Мариано Рахой обратился с этой просьбой к лидерам ЕС на последнем неформальном саммите в Брюсселе, однако получил поддержку только Франции и Италии.
Третьей проблемой испанской экономики является рост безработицы, составляющей 5,7 млн человек или рекордные почти 25 процентов желающих работать испанцев. Эта самая высокая среди стран ЕС безработица ведет к снижению внутреннего потребления и ложится тяжелым грузом на социальный бюджет, из которого выплачиваются пособия по безработице.
Сокращение государственных расходов, стагнация кредитования промышленности, рост безработицы привели к рецессии испанской экономики, которая в этом году по прогнозам составит около 1,7 процента ВВП.
На общем фоне тяжелого экономического положения страны вызывает удивление сделанные в последние дни президентами крупнейших испанских промышленных компаний и банков оптимистические заявления о том, что настоящее экономическое положение страны не так трагично, как его представляют за рубежом, и что в Испании уже в 2013 году начнется экономический рост.
Ситуация в Португалии, также характеризующаяся глубоким экономическим кризисом, отличается от испанской тем, что, когда около года назад страна оказалась на грани банкротства, она была вынуждена обратиться за финансовой помощью к ЕС в размере 78 млрд евро. Теперь осуществление экономических реформ консервативным правительством Педру Пассуша-Коэлью проходит под жестким контролем так называемой "тройки" - ЕС, ЕЦБ и Международного валютного фонда.
Португалия получила передышку на рынке внешних заимствований, где она теперь не размещает свои долгосрочные долговые обязательства, однако вынуждена была принять очень жесткие меры по сокращению государственных расходов, включая снижение заработной платы, увеличение налогов, повышение цен на общественный транспорт и целый ряд других. Все это привело к тому, что вот уже несколько кварталов португальская экономика находится в состоянии рецессии, достигающей более 3-х процентов ВВП.
Кроме того, в стране до невиданных ранее 14 процентов выросла безработица и значительно снизилась покупательная способность населения.
Сейчас португальскому правительству предстоит реформировать государственные компании, иначе говоря, приватизировать большинство из них, а также перестроить банковскую систему, которой также не хватает ликвидности.
В ближайшие дни находящиеся в Лиссабоне представители "тройки" должны будут вынести вердикт о правильности проводимых португальским правительством реформ и разрешить очередной транш финансовой помощи в размере 4-х млрд евро. Судя по всему, "тройка" положительно оценит меры португальского правительства, чего нельзя сказать о гражданах Португалии, которые практически ежедневно проводят акции протеста.
Несмотря на очень сложные процессы в испанской и португальской экономике, ни та, ни другая страна не ставят вопрос о возможном выходе из зоны евро. Более того, правящие элиты обеих стран видят в нахождении в зоне евро возможность совместно решать экономические проблемы. Именно поэтому они считают, что возможный выход из этой зоны Греции был бы ошибочным, и призывают страны ЕС как можно скорее выработать единую экономическую политику, включая выпуск евробондов.
Что касается падения курса евро, то оно до настоящего времени не оказывает существенного влияния на испанскую и португальскую экономика, также как рост инфляции проходит в приемлемых размерах.
Источник: http://politobzor.3dn.ru