четверг, 14 июня 2012 г.

О. И. Котова: Традиции природопользования русских северных монастырей

Среди различных типов природопользования правомерно выделять монастырский тип, обладающий неповторимым и своеобразным характером  взаимодействия с окружающей средой.
Монастырская колонизация, в результате которой были основаны северные монастыри на не освоенных еще землях, началась со времени  татарского погрома. Причинами ухода монахов в пустые, незаселенные места в основном были духовные побуждения к пустынножительству,  воспринятые русскими иноками от афонской традиции. Городские и подгородные монастыри были к тому времени уже слишком многолюдны.  Монахи удалялись в места, которые обошла земская и княжеская колонизация, однако направление монастырской колонизации было то же - потоки из Новгородской и Ростово-Суздальской земель сходились в Вологодском крае, а оттуда уходили дальше на север. Старые монастыри  служили рассадниками новых. Некоторые монастыри основывались подвижниками-миссионерами, проповедовавшими православную веру среди  язычников-инородцев (Трифонов-Печенгский, Соловецкий, Спасо-Каменный монастыри). Освящение диких прежде мест привлекало православных  людей, поэтому вокруг монастырей со временем возникали мирские крестьянские поселения, торгово-промышленные посады, крупные ярмарки и  торги, даже города (например, Архангельск, Тихвин, Варнавин, Макарьев и др.). Таким образом, монастырская колонизация способствовала более  равномерному распределению населения по территории страны, расширяла области русских поселений (1), а, следовательно, сыграла  значительную роль в формировании культурных ландшафтов Русского Севера. Степень освоения северных территорий хорошо видна на картах  XIX в. (2).
Православные монастыри, являясь духовно-просветительскими центрами, одновременно имели, как правило, крепкое хозяйство,  ориентированное на самообеспечение потребностей монастырской жизни. В то же время хозяйства не были замкнутыми, осуществляли в  определенной степени товарообмен. Характер ведения таких хозяйств был многоотраслевым. Монастырь представлял собой единый  духовно-хозяйственный организм. Следует отметить, что в XV-XVI вв. в монастырской жизни возникли и в определенной степени противостояли  друг другу две традиции. Традиция "нестяжательства" заволжских старцев, духовным лидером которых был преподобный Нил Сорский и которая  проистекала от православного Востока, дорожила независимостью от светской власти, была основана на созерцании, умной молитве, труде  собственными руками для обеспечения необходимых материальных потребностей. Традиция же "осифлян" (по имени преподобного Иосифа  Волоцкого, который в своей жизни сам являлся образцом "нестяжательности") была тесно связана с интересами государства, укреплявшегося  самодержавия, в обеспечении монастырской жизни основывалась на приобретении монастырями земельных владений, получении крупных  пожертвований (3).
Например, границы владений Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря в XVI-XVII вв. простирались по берегам Белого моря почти до южной  оконечности Кольского полуострова. Окрестности сел Кемь, Сорока, Кандалакша, Умба, Варзуга входили во владения монастыря (4). Из северных  монастырей он наиболее выделялся своей духовно-хозяйственной деятельностью, оказавшей самое решительное влияние на распространение  христианства на Севере. Монастырь был основан валаамским старцем Савватием и Германом, подвизавшимся на Выге, в 1429 г. Валаамский  монастырь, возникший в первой половине XIV в. на острове Ладожского озера, был рассадником еще 11 обителей, кроме Соловецкой (1).  Общеизвестны факты прекрасной организации хозяйства монастыря - например, выращивания вишен на столь высоких широтах (этот факт  отчасти объясняется специфическими благоприятными природными условиями) и ананасов в теплицах, что значительно расширяет возможные  границы природопользования на Севере.
В Архангельском крае было основано множество монастырей - из них можно отметить Михаило-Архангельский монастырь (место чудотворений  игумена, преподобного Евфимия Архангелогородского), которому обязан своим возникновением г. Архангельск, Свято-Троицкий  Антониево-Сийский монастырь (Холмогорский р-н, дер. Сия, основан преподобным Антонием Сийским), Николаевский Коряжемский монастырь  (основан преподобным Лонгином Коряжемским в 30-х гг. XVI в.), Свято-Артемиев Веркольский монастырь (основан в середине XVII в. воеводой  Афанасием Пашковым на месте обретения мощей св. отрока Артемия), Николо-Корельский, Ошевенский монастыри (4, 5, 6).
Из Соловецкого монастыря вышел просветитель лопарей св. Феодорит Кольский, основавший в 30-х гг. XVI в. на р. Печенге Троицкую Печенгскую  обитель вместе с преподобным Трифоном Печенгским, который происходил из семьи священника г. Торжка Новгородской области. Обитель  явилась оплотом Православия на Кольском Севере в приграничном со скандинавскими странами районе. Во времена преподобного Трифона  хозяйство монастыря укреплялось; Иоанном Грозным были пожертвованы обители земли и воды, на которых велись звериные, рыбные и морские  промыслы, а также часть лопарских земель. Крестившиеся лопари нередко сами жертвовали монастырю деньги, земли, угодья, озера. История  монастыря трагична - в 1589 г. он был разорен отрядом финских наемников, подданных шведского короля Юхана III; 116 иноков и послушников  претерпели мученическую кончину. Впоследствии монастырь был перенесен в более безопасное место, в Кольский острог. В 1619 г. после  сожжения датчанами города и монастыря новая обитель была построена в устье р. Колы. При Екатерине II в 1764 г. монастырь был упразднен;  воссоздание его относится к 1886 г. (Указ Священного Синода). С 1922 г. монастырь оказался на территории Финляндии и впоследствии был  разорен; новое его восстановление началось в 1997 г. (5, 7).
Хозяйственная жизнь монастыря во все времена была очень хорошо организована. Были налажены оленеводческий, рыбный и звериный  промыслы, солеварение, мытье золота, мельничное дело, судоремонт, скотоводство, огородничество, кирпичное производство. Большинство  отраслей хозяйства было традиционным для Кольского Севера, однако были и нововведения. В начале XX в. при настоятельстве архимандрита  Ионафана была построена своя электростанция, проведены дороги, осушены и освоены под сенокошение участки болот, налажено  почтово-телеграфное и телефонное сообщение. Еще во времена преподобного Трифона начали развиваться внешнеэкономические связи, были  приглашены антверпенские купцы. При настоятеле Ионафане монастырь торговал рыбой в Архангельске и Норвегии.
При таком обширном хозяйстве монастырь заботился и о сохранении природных богатств Севера. Природопользование было, без сомнения,  рациональным. Оленеводство было налажено искусными ловозерскими знатоками, монастырское стадо быстро росло (2318 голов в 1914 г.).  Монастырь имел первый в России опыт разумной эксплуатации полярной гаги на Айновых островах; в отличие от разорявших гнездовья птиц  арендаторов монахи осуществляли не только сбор пуха, но и охрану птиц, что привело к увеличению числа гнезд до полутора тысяч (чистого  гагачьего пуха собиралось до трех пудов) (7).
Хозяйственная жизнь монастыря неотделима от духовной; Трифонов Печенгский монастырь занимался храмостроительством, имел школы для  детей, в том числе из местного инородческого населения, обширную библиотеку. Монастырская переплетная мастерская была единственной на  Мурмане. В настоящее время также активно занимается духовно-хозяйственной деятельностью (издает книги, ведет работу с воинами,  школьниками, создает рыболовецкий флот, имеет подсобное хозяйство).
Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что для монастырского типа природопользования характерно:
- единство духовно-хозяйственной организации при приоритете духовности;
- многоотраслевая направленность с развитием как необходимых для материального жизнеобеспечения отраслей хозяйства, так и чисто  церковных отраслей;
- развитие разнообразных отраслей на достаточно ограниченнных территориях, в то же время характерна и хозяйственная деятельность за  пределами территорий монастырей;
- активное использование в хозяйстве традиционных для региона отраслей;
- бережное отношение к используемым природным богатствам, что определяется самой спецификой христианской жизни.
Монастырское природопользование выделено, например, на карте Кольского уезда Архангельской губернии конца XIX в. (2). На карте оно  выделяется в ряду индустриального природопользования, к которому оно близко по характеру пространственного размещения; однако принципы  его организации совершенно иные и, соответственно, различно отношение с окружающей средой.
Культурный ландшафт, создавшийся в районе монастырей, также свидетельствует о приоритете духовного над материальным: основная, наиболее  заметная часть такого ландшафта - храмы. Неотъемлемы от таких ландшафтов также святые источники, часовни, памятные места. Хозяйственные  постройки, поля, мастерские имеют второстепенное значение, хотя они также неотъемлемы от ландшафта. Природная компонента органично  сочетается с рукотворными объектами.

Литература: 

1. М.К.Любавский. Историческая география России в связи с колонизацией. - СПб.: Изд-во "Лань", 2000. - 304 с.
2.О.И.Котова. Картографические источники для создания исторических карт природопользования//Город в Заполярье и окружающая среда. Труды  3 Международной конференции (Воркута, 2-6 сентября 2003 г.). – Сыктывкар, 2003. – С. 174-179.
3. Иеромонах Митрофан (Баданин). Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей: Ист. материалы к прославлению и написанию жития. -  Мурманск: Изд-во Мурманской и Мончегорской епархии, 2002. - 144 с.
4. Атлас Архангельской области. М.: ГУГК, 1976. - 72 с.
5. Спутник паломника. М.: Трифонов Печенгский монастырь; "Ковчег", 2002. - 432 с.
6. Православные святыни. Календарь на 2004 г. М., Изд-во "Фавор", 2003.
7. А.Конюшанец. Святая обитель на вершине России. - М.: Трифонов Печенгский монастырь, "Параклит", 2002. - 128 с.

  
Источник: Web-архив Портала "РУССКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ" - http://www.rustrana.ru