четверг, 28 июня 2012 г.

Марсиано и Педро Дуррути: Анархисты и фалангисты в одном строю

Чрезвычайно противоречивая, сложная и всё ещё кропотливо изучаемая история испанского фалангизма знает поразительные случаи контактов и самого тесного взаимодействия анархистов и фалангистов. Два брата легендарного анархиста и мятежника Буэнавентуры Дуррути Марсиано и Педро (Marciano y Pedro Durruti) были революционными фалангистами и даже, по мнению отдельных исследователей, «анархо-фалангистами» (anarco-falangistas). Педро был членом леонской анархической группы «Paz y Amor» («Мир и Любовь») в сентябре 1932 года и позднее был убит республиканцами в Мадриде. А вот случай Марсиано изрядно примечательный, ибо он присоединился к Фаланге в феврале 1936 года, что было одобрено Хосе Антонио Примо де Риверой. 1 апреля он получил членский билет Falange Espanola de las Juntas de Ofensiva Nacional-Sindicalista (Falange Espanola de las J.O.N.S.) (Испанская Фаланга и Хунты Национал-Синдикалистского Наступления) с номером 1501. Его сестра Роза Дуррути (Rosa Durruti) вышила символы Фаланги — стрелы (flechas) и ярмо (yugo). Марсиано договорился о встрече между Буэнавентурой Дуррути, влиятельным активистом Федерации Анархистов Иберии (Federacion Anarquista Iberica (FAI)), и Примо де Риверой, руководителем Испанской Фаланги. Помимо этого 3 мая 1935 года состоялась встреча с Анхелем Пестаньей (Angel Pestana), главой Синдикалистской Партии. На ней присутствовали Хосе Антонио и Диего Абад де Сантильян (Diego Abad de Santillan), знаковая личность в истории анархизма Испании.

Встреча с Буэнавентурой Дуррути подружила Хосе Антонио и Марсиано. Спустя какое-то время они вместе очутились в тюрьме Модело (Modelo) в Мадриде. Но если лидер Фаланги был переведён в Аликанте, то Марсиано Дуррути был освобождён во многом благодаря усилиям своей матери, обратившейся с просьбой о снисхождении к судьбе арестованного сына в CNT-FAI (Национальная Конфедерация Труда — Федерация Анархистов Иберии). После освобождения Марсиано перебрался в «национальную зону», находившуюся под контролем националистов, и потом вернулся в Леон, где он был известен по предыдущей анархо-синдикалистской деятельности. Нелады с правыми, хорошо помнившими о его бурном прошлом, закончились для него крайне плачевно и потому он был арестован и препровождён в леонскую тюрьму Сан-Маркос (San Marcos). Военно-полевой суд, чьи заседания проходили 21 и 22 августа 1937 года, обвинил Марсиано в том, что он публично и дерзко призывал подчинить Фаланге армию. В предъявленном ему обвинении шла речь о том, что он открыто говорил о крепком и подлинно фалангистском правительстве и о необходимости создания фалангистской армии. Ещё он обращался к своим слушателям с призывами к самым решительным действиям. Марсиано Дуррути, которому было 26 лет, приговорили к расстрелу. Он был расстрелян в шесть часов вечера 22 августа 1937 года в Эль-Ферраль-де-Бернесга (El Ferral de Bernesga).
Впоследствии Нарсисо Пералес, фалангист первого призыва, оппозиционер и организатор послевоенного национал-синдикалистского движения, сказал, что братья Марсиано и Педро Дуррути неистово мечтали о революции, но только не о той, которую хотел осуществить их знаменитый брат, пламенный анархист и богоборец Буэнавентура, а о революции вместе с Хосе Антонио — испанской, национал-синдикалистской и фалангистской.
Педро Дуррути погиб годом ранее, 23 августа 1936 года, вместе с Хулио Руисом де Альдой и сотнями других заключённых, когда вооружённые республиканцы атаковали мадридскую тюрьму Модело. 

P.S.: О Марсиано Дуррути (правда, с небольшой неточностью в имени) есть упоминание в «Испанских репортажах» небезызвестного советского журналиста и публициста Ильи Эренбурга

«Вожди анархистов собираются в кафе, которое по иронии судьбы называется «Спокойствие». Там они обсуждают, как установить всеиберийскую анархию. Молодежь за ними не идёт. Время внесло наконец-то необходимый корректив, и седина начинает быть отличительным признаком сторонников Бакунина.
Руководители «Конфедерации» лично честные люди. Но среди анархистов немало полицейских и провокаторов. С этими господами теперь свели дружбу фашисты. Они тоже «против капитала», они за корпоративную систему. Еще немного, и они начнут цитировать Бакунина. Рассуждая, они, конечно, работают. Недавно полиция арестовала мелкого анархиста Марсело Дуррути Доминго, который вместе с членом фаланги Мольдесом замышлял «мокрое» дело».


Подготовлено Алексеем Ильиновым