пятница, 8 июня 2012 г.

В. М. Котков: Военный православный храм

Военный православный храм - специальное здание для отправления  публичного и частного (требы) богослужения в полках, на кораблях, гарнизонах,  крепостях, военно-учебных заведениях и других воинских заведениях и  учреждениях.

Вся жизнь русского воина от рождения (крещения) до смерти (отпевания) была  тесно связана с православным храмом. После крещения здесь ребенок  воспитывался христианином, человеком и гражданином, здесь учился грамоте,  пению, здесь он постигал мир. Солдаты гарнизона приносили в церквах  присягу, исповедовались, венчались, отмечали храмовые, полковые,  общевоинские и государственные праздники. В военных храмах проходили  богослужения перед отправкой в походы, здесь же служились  благодарственные молебны за одержанные русским оружием победы. И,  наконец, в последний путь солдат, офицеров и генералов отправляли также из  храмов.
Православные храмы являлись центрами духовной культуры, они нередко  выполняли светские функции: с амвона оглашались правительственные  манифесты и указы, объявлялось о важнейших внутри- и внешнеполитических  событиях. Храм часто являлся местом хранения важнейших документов, грамот  и договоров, хранилищем казны, эталонов меры и веса. Военные церкви были  не только местом совершения богослужений, но и своего рода военными  музеями, хранившими бесценные церковные и военно-исторические реликвии.
К числу первых военных храмов можно отнести: церковь Спаса Нерукотворного  Образа, устроенной в Спасской башне Казанского кремля по повелению царя  Иоанна Васильевича; собор Святителя Николая Чудотворца в Киеве,  построенный гетманом Мазепой в 1690 1695 гг.; церковь Пресвятой Троицы в  Полтаве, 33-го пехотного Елецкого полка; церковь Покрова Пресвятой  Богородицы, Николаевской Измайловской военной богадельни (Измайлово);  церковь преподобного Иосафа, царевича индийского и мученицы царицы  Александры, Николаевской Измайловской военной богадельни (Измайлово);  церковь святого благоверного князя Александра Невского, 91-го пехотного  Двинского полка и другие. В короткое правление императора Павла I в  Петербурге были построены церкви в Морском кадетском и Пажеском корпусах,  построен новый каменный собор Преподобного Сергия Радонежского всей  артиллерии. В период царствования Атександра I построены: церковь святого  великомученика Георгия Победоносца в здании Главного штаба; церкви  лейб-гвардии Павловского, Финляндского полков. При императоре Николае I  построены храмы: лейб-гвардии Гренадерского, Семеновского, Измайловского,  Конного, Егерских полков, казачьих частей. Николаевского военного госпиталя,  после пожара 8 августа 1825 г. вновь построен по проекту архитектора В.П.  Стасова собор Преображения Господня всей гвардии и другие. Эти и другие  воинские храмы были не только местом для отправления публичного и частного  богослужения, но являлись также памятниками истории и выдающимися  произведениями архитектуры. В числе их авторов были известные мастера  русского зодчества: архитекторы М.Г. Земцов, Ф.И. Демерцов. В.П. Стасов, К.А.  Тон, М.Е. Месмахер, Л.Н. Бенуа, В.А. Покровский и другие. Многие из этих  храмов стали своего рода хрестоматийными образцами.
Из-за отсутствия единства между членами Святейшего Синода относительно  постоянных армейских церквей дело было представлено на высочайшее  благоусмотрение. Николай I своей резолюцией на поданных ему документах,  официально узаконил разделение храмов. 26 сентября 1826 г. последовал указ  Святейшего Синода, в котором была объявлена воля императора. А далее в  этом указе следовал довольно обширный перечень храмов, которые надлежало  передать армии и флоту.
Военные храмы в зависимости от их значимости разделялись на три типа:  соборы, церкви и часовни. Два последних типа, церкви и часовни, могли  занимать как самостоятельную постройку, так и быть включенными в  какое-либо здание, например, здание полковой казармы, штаба или даже  манежа. В свою очередь, соборы, церкви и часовни в зависимости от их  местонахождения и принадлежности к определенным войсковым частям  подразделялись на несколько видов. Так, например, существовало четыре вида  военных соборов: гвардейский, полковой, крепостной и морской.
Несравненно большее количество видов имели церкви, которые следует  разделить на две большие группы: постоянные и походные. К первой из них  следует отнести полковые, гарнизонные, лагерные, крепостные, а также церкви  на военных кладбищах, в военно-учебных заведениях, тюрьмах и госпиталях.  Ко второй группе - походные церкви, принадлежавшие сухопутным военным  формированиям (сухопутные) и устроенные на военных судах (судовые).  Практически все полки и корабли первого ранга имели походные церкви.  Воинские часовни располагались как при крупных военных храмах, так и были  самостоятельными часовнями при полках или часовнями при госпиталях и  воинских захоронениях. На 9 января 1891 г. в ведомстве протопресвитера  военного и морского духовенства числилось соборов и церквей  военно-сухопутного ведомства: соборов-5; крепостных и госпитальных  церквей-21; тюремных-8; бригадных-9; разных-19; полковых-183. В Кавказском  военном округе - соборов-2; крепостных-6; местных военных церквей-6;  полковых- 37; батальонных-20; разных-17. В морском ведомстве: соборов-4;  госпитальных-3; разных-23.
В 1990-е гг. Церковь вновь начала активно окормлять военнослужащих. В 1995 г.  в рамках Синода для этих целей был создан специальный отдел по  взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными  учреждениями Российской Федерации.
     
Доктор педагогических наук В. М. Котков

Источник: Web-архив Портала "РУССКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ" - http://www.rustrana.ru