среда, 20 июня 2012 г.

Казачий атаман Матвей Иванович Платов

К 250-летию со дня рождения

Матвей Иванович Платов, граф, генерал от кавалерии, атаман Донского войска родился в "старом гнезде" казачества в станице Прибылянской (станица Старочеркасская) в семье войскового старшины, который дал ему первоначальное образование и обучил военному делу. В 1766 г. началась служба Матвея Платова в Войсковой канцелярии казачьего войска, а еще через три года он в составе большого отряда иррегулярной кавалерии отправился в Крым, где армия князя В. М. Долгорукова вела боевые действия с крымскими татарами в ходе русско-турецкой войны 1768-1774 гг. За доблесть молодой казак был отмечен главнокомандующим, произведен в есаулы 4 декабря 1769 г., и назначен командовать казачьей сотней. В июне 1771 г. Платов участвовал в штурме и взятии Перекопских укреплений, отважно проявил себя в сражении под Кинбурном. В 1772 г. 20-летний казак был произведен в войсковые старшины и назначен командиром полка. С 1773 г. Платов действовал на Кубани. В 1774 г. при сопровождении транспорта его отряд был окружен у реки Калалах войсками крымского хана Девлет-Гирея. Построив укрепленный лагерь, он отбил восемь атак превосходящего противника и продержался до подхода подкреплений. После этого подвига имя храброго казака стало известно в русской армии, а сам он был награжден специальной золотой медалью.
В 1775 г. Платов во главе полка был направлен в Воронежскую и Казанскую губернии, где усмирял последние вооруженные отряды сторонников Пугачева. С 1778 по 1784 г. участвовал в многочисленных походах и боях на Кавказе против чеченцев, лезгин и других горских народов.
С началом русско-турецкой воины 1787-1791 гг. Матвей Платов в Екатеринославской армии Г. Потемкина возглавлял казачий полк, с которым мужественно действовал при осаде и взятии Очакова (1788 г.), за что был удостоен ордена святого Георгия 4-й степени. За личное мужество, проявленное при взятии Бендер и в ходе сражения под Каушанами, он был произведен в бригадиры и назначен походным атаманом (24 сентября 1789г.).
В декабре 1790 г. на военном совете у Суворова при решении вопроса о взятии Измаила Платов, как самый младший из его участников, первым высказался за штурм этой мощной крепости. В реляции Г. Потемкина о взятии Измаила о лихом атамане было сказано: "Платов был повсюду присутственен и подавал пример храбрости". Он был удостоен ордена святого Георгия 3-й степени и произведен в генерал-майоры. В 1796 г. Екатерина II поручила Платову с казаками участвовать в Персидском походе под начальством В. Зубова. За отличия в боях с персами и горцами он получил золотую саблю с алмазами и надписью: "За храбрость".
В начале царствования Павла I доблестный казачий генерал сделался жертвой обвинений в злоупотреблениях. Недоброжелатели Платова писали императору, что казачий атаман подозрительно популярен среди калмыков и турок, что он замышляет передаться турецкому султану и т.д. По возвращению казаков из Персидского похода атаман был арестован и сослан под надзор в Кострому. Началось следствие. Вины за Платовым не обнаружили, и ему были вынуждены возвратить оружие. Прямой и вспыльчивый атаман, принимая саблю, будто бы неосторожно сказал "Она меня оправдает". Эти его слова были расценены как угроза престолу, и Павел I засадил Платова в каземат Петропавловской крепости. Из крепости Платов был вскоре неожиданно освобожден. Дело в том, что император Павел, вступивший в союз с Францией, решил совершить военный поход в Индию, чтобы подорвать могущество Англии. В состав войск, направляемых в эту тяжелую экспедицию, должны были входить донские казаки, во главе которых должен был стоять человек, пользующийся в казацкой среде непререкаемым авторитетом. Выбор пал на Матвея Платова. Поход в Индию (январь 1801 г.) был неудачным. Многие казаки сложили свои головы за реками Илек и Эмба. Казаки роптали. Недоволен был бессмысленным походом и сам атаман, но повернуть назад не решался, пока не получил приказ Александра I, вступившего на престол после дворцового переворота и убийства Павла.
По возвращении на родину Матвей Иванович был произведен в генерал-лейтенанты и назначен атаманом Войска Донского (вместо умершего атамана В. Орлова). Платов оставался на этой должности до своей смерти, покидая Дон лишь для участия в войнах. В 1805 г. он перенес столицу Войска из Старочеркасска в основанный им Новочеркасск. Занимался боевой подготовкой казачьих войск, развитием их вооружения, основал первую на Дону гимназию.
В период русско-прусско-французской войны 1806 - 1807 гг. Платов командовал казачьим корпусом, состоявшим восьми донских полков. С этой войны началась международная военная известность не только самого атамана, но и руководимых им донских казаков. За отличия в кампании Матвей Иванович был награжден алмазными знаками к ордену святого Александра Невского и орденом святого Георгия 2-й степени, а Войску Донскому пожаловано памятное знамя.
В Тильзите, где был заключен мир, Платов познакомился с Наполеоном, который в знак признания боевых успехов атамана подарил ему богатую табакерку; от французского же ордена Почетного легиона атаман отказался, сказав "Я Наполеону не служил, и служить не могу".
В начале 1808 г. Платов был направлен в Молдавию на русско-турецкую войну 1808 - 1812 г.г. Сражаясь в армии П. Багратиона, атаман взял Гирсово, отличился в сражении при Россевате и при осаде Силистрии разбил пятитысячный турецкий отряд, шедший на помощь осажденной крепости. 29 сентября 1809 г. Платов был удостоен чина генерала от кавалерии, а за сражение у Татарицы пожалован орденом святого Владимира 1-й степени. В конце 1809 г. Матвей Иванович заболел (подозрение на чахотку), вернулся на Дон, затем лечился в Петербурге. Когда его в столице спрашивали: "Не лучше ли здесь, нежели на Дону?", он отвечал: "Здесь все прекрасно, но на Дону лучше, там все есть, кроме роскоши, которая нам, казакам, не нужна".
С началом Отечественной войны 1812 г. Матвей Иванович возглавил казачий корпус, который входил в 1-ю армию Барклая-де-Толли, но в силу своего расположения прикрывал отход 2-й Западной армии Багратиона. Вот как оценивал деятельность войск донского атамана один из непосредственных участников событий: "С ним было 10 полков, не составлявшие и 4 тыс. человек, но они в этом случае [при отступлении русских войск] полезнее были 10 полков регулярной кавалерии. Казаки везде высматривали, обо всем давали знать и под предводительством Платова дрались необыкновенно". У местечка Мир 27 - 28 июня легкий корпус Платова разгромил 9 полков наступающего противника, принеся русской армии первую победу в войне 1812 г. Постепенно вводя в бой полк за полком и достаточно утомив неприятеля, атаман победоносно завершил бой с регулярной польской кавалерией ударом с фланга. Эта первая кавалерийская победа казаков задержана на два дня наступление правого крыла отряда генерала Даву наполеоновской армии. В дальнейшем казаки успешно действовали против авангардных французских отрядов у Романовки, Салтановки и под Смоленском.
В трудный период отступления Платов командовал арьергардом, куда помимо казачьих полков входили и регулярные части. Задачей арьергарда было не допустить французские передовые части к главным силам русской армии, шедшей на соединение с остальными войсками. Но выполнить поставленную задачу Платов не смог: несколько раз его арьергард не сдержан натиск французов и почти вплотную подпустил их к расположению главных сил. После очередного подобного случая у деревни Семлево М. Б. Барклай-де-Толли отстранил Платова от командования арьергардом. Барклай считал, что атаман "проспал" французов из-за приверженности к "цимлянскому", к тому же он не любил Платова за критику в свой адрес в связи с беспрерывным отступлением. Уже уезжавшего на Дон Матвея Ивановича вернул в войска новый главнокомандующий М. И. Голенищев-Кутузов, знавший Платова с 1773 г.
В Бородинском сражении десять казачьих полков Платова сражались на правом фланге. В один из критических моментов битвы они участвовали в кавалерийском рейде в тыл противника, расстроив его ряды. Инициатором этой "диверсии" был сам казачий атаман. Рейд кавалерии повлиял на решение Наполеона не вводить в сражение в этот день свой главный резерв - Старую гвардию, ввиду уязвимости левого фланга.
Бородинское поле казаки Платова покинули в числе последних. При отступлении от Москвы Платов командовал арьергардом русской армии, который после сражения у Можайска с превосходящими силами французов был вынужден отступить к селу Моденово, находящемуся в трех верстах от расположения главных сил. Как отмечают исследователи, выделение в арьергард казачьих частей было ошибкой главного командования русской армии, так как казаки в силу специфичности ведения боевых действий вряд ли могли противостоять регулярной пехоте. Тем не менее, 28 августа Платов был отстранен от командования, а на его место назначен М. А. Милорадович.
Атаман Платов был инициатором проведения дополнительной мобилизации на Дону, и в Тарутинский лагерь, где русская армия собирала силы, в конце августа прибыли 22 тыс. казаков, а Матвею Ивановичу было поручено возглавить вновь прибывшие казачьи полки.
7 октября началось отступление французской армии из Москвы, и казачья кавалерия Платова приняла самое активное участие в преследовании и поражении противника вдоль Смоленской дороги, вела успешные боевые действия под Вязьмой, Смоленском, Красным. По ходатайству Кутузова указом Царя от 29 октября предводитель казаков был возведен в графское достоинство.
Покидая пределы России. Наполеон признавал, что именно казаки уничтожили конницу и артиллерию отступавшей французской армии. В Польше он изрек фразу, ставшую широко известной. "Дайте мне одних лишь казаков, и я покорю всю Европу". После победного сражения за польский город Данциг Кутузов писал Платову: "Услуги, оказанные Вами отечеству в продолжение нынешней кампании, не имеют примеров! Вы доказали целой Европе могущество и силу обитателей благословенного Дона".
В 1813-1814 гг. Платов состоял при императорской главной квартире, выполняя важные задания по разгрому отдельных группировок противника. Атаман снискал уважение в Западной Европе не только своими военными успехами, но и гуманным отношением к побежденным. Участвовал в знаменитой "битве народов" под Лейпцигом, предрешившей закат Наполеона и был награжден орденом святого Андрея Первозванного.
Действуя во Франции во главе казачьего отряда, штурмом взял Намюр.
Намюрское сражение - последний боевой эпизод храброго атамана.
Подступив к городу 4 февраля 1814 г., Платов выслал парламентера с предложением коменданту сдаться. Ответ был краток: "Река обагрится кровью, но город не сдам. Храбрость и решительность французов всем известны". Тогда Платов приказал бомбардировать город артиллерией, а ночью казаки пошли на штурм. Перед штурмом казачий атаман применил военную хитрость - он приказал разводить в "разных местах костры, чтобы ввести осажденных в заблуждение, будто к нему беспрестанно подходит подкрепление. После падения Намюра захваченный в плен французский комендант недоумевал, где же находится русская пехота. Когда же ему объяснили в чем дело, обманутый француз сказал: "Я должен быть расстрелян за мою оплошность".
После заключения Парижского мира Матвей Платов сопровождал Александра I в поездке в Лондон, где встретил восторженный прием англичан. Вместе с тремя особо отличившимися полководцами армий союзников - российским фельдмаршалом Барклаем-де-Толли, прусским фельдмаршалом Блюхером и австрийским фельдмаршалом Шварценбергом он получил в награду от городской думы Лондона специальную почетную саблю великолепной работы. Там же атаман был удостоен диплома почетного доктора Оксфордского университета. По возвращении на Дон Матвей Иванович занимался внутренними делами области Войска Донского. Здоровье его убывало, и 3 января 1818 г. он умер. Похоронен в склепе новочеркасского Вознесенского собора. Там он покоится рядом с останками трех других героев Дона - В. В. Орлова, И. Е. Ефремова и Я. П. Бакланова. По случаю столетия со дня рождения Платова при Николае I на главной площади Новочеркасска "вихрю - атаману" был поставлен памятник работы известного скульптора П. Клодта (после революции 1917 г. памятник разрушен). В 1904 г. в ознаменование заслуг донского атамана его имя было присвоено 4-му донскому казачьему полку.
Матвей Иванович всегда сохранял природные качества своего донского характера, он имел острый ум и живое воображение, любил пошутить, простым словом умел воодушевить казаков и поддержать их боевую энергию, пользовался среди них большим авторитетом. Платов был женат на вдове Марфе Дмитриевне Кирсановой, имел двух сыновей (обоих Иванов) и четырех дочерей.

Источник: http://rv.ru