четверг, 30 января 2014 г.

Павел Тулаев: Этруски, Реты и Венеты

Павел Тулаев у входа в ретийский музей в Тироле.
Фотографии любезно предоставлены автором.

Вторжение варваров в северную Италию вызвало ответное движение еще одного народа, упоминаемого автором нашей книги – ретов (греч. –  paiтoi, лат. – Rheti), или редариев (Retharii, Redarii). В поздней латинской и германской транскрипции название ретов по лингвистическим причинам  немного изменилось, но в любом случае оно указывает на  общую генетическую линию, восходящую своми корнями к легендарным этрускам  (расенам). Для нас эта родовая связь имеет сакральное значение, поэтому остановимся на ней подробнее.
Изначальное ядро этрусков составляли пелазги. Имя этого племени, бывшего одним из корневых, автохтонных этносов Эллады, мы  встречаем  уже у Гомера и Гесиода. По свидетельству Эсхила пелазги имели обширное царство, включавшее Фессалию, Халкидику, Додону и Аргос, а Геродот  сообщает, что сама Эллада первоначально называлась Пелазгией.
После Троянской войны, вторжения на Балканы дорийцев и крушения Микенского мира, пелазги колонизовали часть Аппенинского полуострова  между рекой Арно и Тибром. Там после 700 г. до н.э. они вступили во взаимодействие с тирренами, выходцами из Малой Азии, которые некоторое  время жили на острове Сардиния. В результате возникла новая, собственно этрусская цивилизация. Она была своеобразным смешением культур  пелазго-италийской (виллановской) и тирренской (нурагической).
Этруски и их предшественники, пелазги-тиррены, оказали огромное влияние на формирование классической греческой и римской культуры.  Предками или ближайшими родственниками всемирно известных античных богов Зевса, Минервы, Юноны, Семелы, Аполлона, Марса, Нептуна  были этрусские божества Тин, Менрва, Уни, Аплу, Семла, Марис, Нетун. Прославившийся своими многочисленными подвигами герой Геракл, взятый  богами на Олимп, был известен этрускам под именем Геркле и считался их прародителем.
Римляне признавали заслуги этрусков во многих областях; они считали их своими достойными предками и учителями в религии, медицине,  изобразительном искусстве, музыке, градостроительстве, законодательстве, военном и морском деле. В годы царствования этрусской династии  Тарквиниев Рим был окружен мощной крепостной стеной и стал одним из первых городов Италии. В долине Мурция был сооружен грандиозный  стадион-цирк на 60 тысяч человек. С помощью каналов этруски осушили болота, где возвели удобные пристани и улицы городов. В Риме и  других  городах они построили действующую поныне систему канализации. Храмы и гробницы этруски украшали реалистическими скульптурами из меди и  живописью, самой ранней в истории Италии. А кто не слышал о тайных знаниях этрусков в области магии. Их жрецы умели гадать по печени.  Погребальные урны, музыкальные инструменты, театральные маски, символы власти, оружие и даже легендарная волчица, вскормившая  близнецов Ромула и Рема, – все это принадлежит этрусскому наследию.
Когда старые пелазгийские города (Тарквиния, Церы, Вулчи) были подчинены власти республиканского Рима, началось возвышение  Сардинии и  налаживание новых морских путей между Аппенинским и Пиренейским полуостровом. Центр этрусской активности переместился в Аррецию и  Перузию. Города Этрурии начали осваивать торговый сухопутный маршрут, связывающий Италию с северными странами. Эта торговля оставила  следы в Венеции, Словении, Австрии, Германии, Франции, Польше, а также на юге Скандинавии. Уже в дохристианскую эпоху в районах этрусской  колонизации ощущалось значительное культурное влияние развитой древней культуры, с которой связывают распространение письменности.

Ретийский музей в Тироле (Северная Италия).
После разгрома галлами Этрурии с центром в Тусции (современная Тоскана) жители этого региона, называемые тусками, покинули земли своих  отцов. Греческий автор Помпей Трог, сообщает, что туски «под предводительством Рэта заняли Альпы и положили начало племени рэтов,  прозванных так по имени вождя».  Понятно, что здесь мы имеем дело с легендой, подобно летописной истории о братьях Русе, Лехе и Чехе.  Однако, эта легенда отражает реальный факт, подтвержденный данными археологии и лингвистики.
Реты были весьма многочисленным племенем. Оно населяло большой регион, находившийся к северо-западу от Адриатики, известный как Реция  (лат. – Rhetia, Rhaetia). По авторитетному описанию географа Страбона, реты освоили гористые места к востоку и югу Альп, называемых  Ретийскими, по соседству с винделиками, гельветами и бойями. Их владения простирались от верховьев Рейна на севере – до самой Вероны на  юго-западе и Виндобонны (Вены) на юго-востоке.
Возможно, название страны происходит от имени богини Рейтии, чей культ был распространен в античные времена именно в восточных Альпах. С  археологической точки зрения, античная Реция (культура Гальштадт) связана с цивилизацией расенов-этрусков, распространившейся на север в  период расцвета Этрурии. Тит Ливий по этому поводу прямо пишет: «Реты, одного с этрусками племени и происхождения; но в горах они так  огрубели, что из всего прежнего сохранили доселе один только язык свой, но и то не без искажения».
Будучи вытесненными с побережья Тирренского моря в горные районы, реты совершали частые набеги на Италию и Галлию, выставляя  многотысячное войско. Но когда римляне повели в завоевательные походы профессиональную армию, состоящую из сотен тысяч воинов, даже  объединенные силы варваров не смогли ей противостоять.

В Музее Резии с его сотрудницей.
После завоевания ретийских земель Тиберием в годы правления императора Августа, большая страна была разделена на две провинции: Rhaetia  Prima и Rhaetia Secunda.  Северная часть Реции, отделявшая её от германских племен, получила название Винделиции (Vindelicia). Некогда здесь  жили винделики, прозванные так по одному из притоков Дуная (Vindo). Главный город провинции назывался Augusta Vindelicorum, ныне Аугсбург  (в южной Германии).
Как показали лингвистические исследования словенского ученого М.Бора, письмо ретов, – потомков расенов-этрусков, сохранивших древний язык  с некоторыми изменениями, – основано на этрусском алфавите и по типу близко к венетскому. А устная речь прямых потомков ретов (резян),  дожила в измененной форме до начала XX века. Её близкое родство современному словенскому языку виртуозно доказал выдающийся лингвист  Б.де Куртене. В некоторых областях Швейцарии, Баварии и Тироля до сих пор сохранились диалекты так называемых «рето-романских языков»  (фриульский, карнийский, трентский, кувальский и др.)
Предки словенцев – венеты были соседями и родственниками ретов (редариев), но в какой именно степени, может определить только объективное  научное исследование.
История вендов (veneti – в латинской транскрипции, enetoi – по-гречески) уходит в глубину веков античной эпохи.  По свидетельству Гомера,  Страбона и других древнегреческих автороав, энеты проживали до Троянской войны (XII в. до н.э.) в Троаде и Пафлагонии, где правили  фракийские и иллирийские династии Дардана, Ила и Пилемена.
После падения Трои энеты, возглавляемые Антенором, переселились сначала на Балканы, а затем на северное побережье Адриатики.  Соплеменники Энея, главного героя «Энеиды» Вергилия и легендарного основателя Рима, вместе с этрусками, потомками пелазгов и тирренов,  колонизовали западную часть Апеннинского п-ва. 

Источник: Павел Тулаев "Для кого Ретра была святыней?"

Репортаж: http://www.ateney.ru/UIstokovII.htm