Предисловие: Продолжая серию публикаций о Гражданской войне, мы стараемся руководствоваться благородным римским правилом: Audiatur et altera pars - "следует выслушать и другую сторону". Необходимо напомнить, что вскоре после победы национальных сил над республиканцами каудильо Франко распорядился начать строительство мемориала в Долине Павших, где упокоились бы все солдаты, вне зависимости от того, на чьей стороне они сражались. Как говорил другой генералиссимус, "в конце концов, побеждает смерть".
4 декабря 2012 года исполняется 120 лет со дня рождения Франсиско Франко Баамонде (1892 - 1975). Личность испанского каудильо и генералиссимуса всё еще недостаточно изучена. На русском языке нам известны лишь два исследования, посвященных ему: переводная биография Д.Х.Гюнтера начала 70-х годов (практически это сборник отдельных фактов, причем с особым акцентом на жизни Франко до его прихода к власти) и новая книга С.П. Пожарской "Франсиско Франко и его время" (М., 2007), где анализируется в основном политический и экономический строй франкистской Испании. В целом же в российском обществе преобладают стереотипы и предрассудки касательно личности генерала. Например, его обычно считают фашистом. Однако фашистами в Испании были фалангисты, которых Франко сначала насильно объединил с другими правыми группировками, а к концу 40-х годов и вовсе лишил всякого значения. Подавив левый экстремизм, он подавил и правый (фашистский). Ведь фалангистам были присущи радикально левые экономические требования, направленные против церковных и светских землевладельцев. Дошло до того, что нацисты планировали после победы в мировой войне свергнуть Франко, опирающегося на церковь и помещиков, и передать власть именно таким радикалам. Более того, немцы предполагали даже амнистировать с этой целью бывших испанских социалистов и коммунистов...
Говорить на этом фоне о тождественности франкистского режима даже итальянскому фашизму, не говоря уже о немецком национал-социализме, не приходится.
Режим Франко был консервативно-католическим: плоть от плоти схожих испанских режимов XIX века, но приспособленный к условиям XX века. В этом отношении он преуспел куда больше, чем Салазар в Португалии. Франко был искренне верующим католиком и, никогда не увлекаясь политическими перипетиями, называл двух злейших врагов христианства: коммунистический атеизм и масонство. Он спас Испанию от первого зла полностью, от второго - временно и частично. Масонов Франко ненавидел с детства и до самой смерти. Чтобы понять это, надо знать, какую огромную роль они играли в пяти испанских революциях XIX века и в революции 1931 - 1939 гг. К масонству был причастен и непутевый младший брат Франко.
Что касается "красной опасности", то в случае победы республиканцев в Испании воцарился бы самый дикий большевизм. Были бы разрушены церкви, уничтожен патриархальный сельский уклад, страну втянули бы в мировую войну. Жертвами кровожадных социалистов только за 8 лет революции и гражданской войны стали сотни тысяч лучших сынов испанского народа. На этом фоне сколь гнусно выглядят обвинения Франко в том, что он "расколол нацию", уничтожив или сгноив в тюрьмах 1 или 2 миллиона республиканцев! Дело ведь в том, что они были не частью нации в прямом смысле слова, а анти-нацией, анти-Испанией. Подобные маргиналы с манихейским самосознанием есть в любой стране. В Испании 30-х годов эта антисистема пришла к власти. А как научно доказал Л.Н. Гумилев, любую антисистему можно уничтожить лишь одним способом - истребить физически.
Очень важно, что Франко придавал свое миссии религиозное значение. Он говорил: "Наша война - это не гражданская война, не война партий, не война пронунсиаменто. Это cruzada, крестовый поход тех, кто верит в Бога. Все мы, участвующие в этой борьбе, христиане и мусульмане, мы все - солдаты Бога и боремся не против других людей, но против атеизма и материализма". Он понимал, что на его плечи возложено спасение христианства в Испании, и знал, что надо поднять меч против нелюдей. И он выбрал единственно верное решение. Вспомним, что писал об атеизме А.Ф. Лосев: "Не напрашивается ли здесь сама собою мысль о предохранении нас от него, о борьбе с его последователями? Не говорят ли нам о себе атеисты противоречиями в своем учении: "наши взгляды неосновательны; они продукты умственного недомогания"? Да, атеисты сами опровергают себя; они отталкивают всякого непредубежденного человека, действительно желающего решить вопрос: "что есть истина?" Довольно того, что под их влиянием погибло столько умов, столько теплых и любящих сердец; атеисты наложили на них печать железного механизма, воспрепятстсвовали развиваться им самим и принести пользу ближнему. Неужели же мы допустим, чтобы атеизм развивался дальше? Нет, мы будем бороться, и если наши попытки вернуть неверующих на лоно истинной религии не удадутся, то пусть они умрут, эти безбожники, эти хулители Христа и враги человечества, пусть на их месте появятся честные и добрые работники, которые поведут погрязшего в невежестве человека к истине, счастью, добру".
Поэтому около сотни русских белоэмигрантов сражались в рядах армии Франко, треть из них награждена испанскими орденами, в том числе около десятка - посмертно. Поэтому Голубая добровольческая дивизия шла на русский фронт в 1941 году с твердой уверенностью в том, что они будут освобождать Россию от коммунизма. Увы, у Гитлера были иные планы. Немцы издевались над наивными испанцами, которые действительно не хотели эксплуатировать российские просторы. Выиграв в идеологическом плане, Франко проиграл в геополитическом. После 1945 года перед всеми европейскими консерваторами (а также и остатками русской эмиграции) встала дилемма: Советский Союз или США. Довоенное противостояние коммунизму сделало невозможным сближение большинства бывших консерваторов с СССР. Даже Салазар был вынужден вступить в НАТО в 1949 году под давлением Великобритании. Франко сопротивлялся до последнего: он так и не поддался на давление США. К конце 60-х годов он прервал всякое сотрудничество с американцами, в то время как сближение с дряхлеющим и утратившим де-факто коммунистический окрас СССР оставалось невозможным. ЦРУ организовало руками баскских террористов из ЭТА убийство адмирала Карреро Бланко, который считался единственным преемником патриотической изоляционистской линии Франко. Поэтому после 1975 года Испания стала медленно интегрироваться в структуры "нового мирового порядка", в 1982 году вступила в НАТО. Однако здесь нет личной вины Франко: крушение европейского консерватизма антилиберального толка к 70-м годам было предрешено всем ходом европейской истории, а также отчасти политикой Ватикана.
Таким образом, в заведомо проигрышных условиях Франко сумел сделать всё возможное, сумел выбить Испанию из системы "нового мирового порядка" на длительное время. Это характеризует его как талантливейшего политика - при том, что до 1936 года он никогда не занимался политикой. Франко считал себя "самым удачливым диктатором после Сталина: его любят, а меня ненавидят". Но тут уже причина не в самом генерале, а в том, что он жил в недостойную эпоху среди недостойных людей. "Мы родились в тёмную эпоху, в недолжное для нас время", - писал сторонник Франко, английский консерватор-католик Дж.Р.Р. Толкиен. Но тем больше мы должны прислушаться к проницательным суждениям Франко. Например, С.П. Пожарская впервые опубликовала на русском языке размышления каудильо о России. Встречи с белоэмигрантами в 30-е годы, размышления о причине стойкости русского народа в войне с Гитлером, анализ секретных данных об обстановке в СССР в 60-е годы привели Франко к выводу, что "русский народ сопротивлялся и Ленину, и Сталину, и Хрущеву". Генерал считал, что в конце XX - XXI веках русским народом будет уже невозможно управлять с помощью достаточно простой бюрократической машины Российской империи, что структура управления посткоммунистической России усложнится. Франко предвидел в XXI веке усиление возрожденной национальной России. И его слова начинают сбываться на наших глазах.
4 декабря 2012 года исполняется 120 лет со дня рождения Франсиско Франко Баамонде (1892 - 1975). Личность испанского каудильо и генералиссимуса всё еще недостаточно изучена. На русском языке нам известны лишь два исследования, посвященных ему: переводная биография Д.Х.Гюнтера начала 70-х годов (практически это сборник отдельных фактов, причем с особым акцентом на жизни Франко до его прихода к власти) и новая книга С.П. Пожарской "Франсиско Франко и его время" (М., 2007), где анализируется в основном политический и экономический строй франкистской Испании. В целом же в российском обществе преобладают стереотипы и предрассудки касательно личности генерала. Например, его обычно считают фашистом. Однако фашистами в Испании были фалангисты, которых Франко сначала насильно объединил с другими правыми группировками, а к концу 40-х годов и вовсе лишил всякого значения. Подавив левый экстремизм, он подавил и правый (фашистский). Ведь фалангистам были присущи радикально левые экономические требования, направленные против церковных и светских землевладельцев. Дошло до того, что нацисты планировали после победы в мировой войне свергнуть Франко, опирающегося на церковь и помещиков, и передать власть именно таким радикалам. Более того, немцы предполагали даже амнистировать с этой целью бывших испанских социалистов и коммунистов...
Говорить на этом фоне о тождественности франкистского режима даже итальянскому фашизму, не говоря уже о немецком национал-социализме, не приходится.
Режим Франко был консервативно-католическим: плоть от плоти схожих испанских режимов XIX века, но приспособленный к условиям XX века. В этом отношении он преуспел куда больше, чем Салазар в Португалии. Франко был искренне верующим католиком и, никогда не увлекаясь политическими перипетиями, называл двух злейших врагов христианства: коммунистический атеизм и масонство. Он спас Испанию от первого зла полностью, от второго - временно и частично. Масонов Франко ненавидел с детства и до самой смерти. Чтобы понять это, надо знать, какую огромную роль они играли в пяти испанских революциях XIX века и в революции 1931 - 1939 гг. К масонству был причастен и непутевый младший брат Франко.
Что касается "красной опасности", то в случае победы республиканцев в Испании воцарился бы самый дикий большевизм. Были бы разрушены церкви, уничтожен патриархальный сельский уклад, страну втянули бы в мировую войну. Жертвами кровожадных социалистов только за 8 лет революции и гражданской войны стали сотни тысяч лучших сынов испанского народа. На этом фоне сколь гнусно выглядят обвинения Франко в том, что он "расколол нацию", уничтожив или сгноив в тюрьмах 1 или 2 миллиона республиканцев! Дело ведь в том, что они были не частью нации в прямом смысле слова, а анти-нацией, анти-Испанией. Подобные маргиналы с манихейским самосознанием есть в любой стране. В Испании 30-х годов эта антисистема пришла к власти. А как научно доказал Л.Н. Гумилев, любую антисистему можно уничтожить лишь одним способом - истребить физически.
Очень важно, что Франко придавал свое миссии религиозное значение. Он говорил: "Наша война - это не гражданская война, не война партий, не война пронунсиаменто. Это cruzada, крестовый поход тех, кто верит в Бога. Все мы, участвующие в этой борьбе, христиане и мусульмане, мы все - солдаты Бога и боремся не против других людей, но против атеизма и материализма". Он понимал, что на его плечи возложено спасение христианства в Испании, и знал, что надо поднять меч против нелюдей. И он выбрал единственно верное решение. Вспомним, что писал об атеизме А.Ф. Лосев: "Не напрашивается ли здесь сама собою мысль о предохранении нас от него, о борьбе с его последователями? Не говорят ли нам о себе атеисты противоречиями в своем учении: "наши взгляды неосновательны; они продукты умственного недомогания"? Да, атеисты сами опровергают себя; они отталкивают всякого непредубежденного человека, действительно желающего решить вопрос: "что есть истина?" Довольно того, что под их влиянием погибло столько умов, столько теплых и любящих сердец; атеисты наложили на них печать железного механизма, воспрепятстсвовали развиваться им самим и принести пользу ближнему. Неужели же мы допустим, чтобы атеизм развивался дальше? Нет, мы будем бороться, и если наши попытки вернуть неверующих на лоно истинной религии не удадутся, то пусть они умрут, эти безбожники, эти хулители Христа и враги человечества, пусть на их месте появятся честные и добрые работники, которые поведут погрязшего в невежестве человека к истине, счастью, добру".
Поэтому около сотни русских белоэмигрантов сражались в рядах армии Франко, треть из них награждена испанскими орденами, в том числе около десятка - посмертно. Поэтому Голубая добровольческая дивизия шла на русский фронт в 1941 году с твердой уверенностью в том, что они будут освобождать Россию от коммунизма. Увы, у Гитлера были иные планы. Немцы издевались над наивными испанцами, которые действительно не хотели эксплуатировать российские просторы. Выиграв в идеологическом плане, Франко проиграл в геополитическом. После 1945 года перед всеми европейскими консерваторами (а также и остатками русской эмиграции) встала дилемма: Советский Союз или США. Довоенное противостояние коммунизму сделало невозможным сближение большинства бывших консерваторов с СССР. Даже Салазар был вынужден вступить в НАТО в 1949 году под давлением Великобритании. Франко сопротивлялся до последнего: он так и не поддался на давление США. К конце 60-х годов он прервал всякое сотрудничество с американцами, в то время как сближение с дряхлеющим и утратившим де-факто коммунистический окрас СССР оставалось невозможным. ЦРУ организовало руками баскских террористов из ЭТА убийство адмирала Карреро Бланко, который считался единственным преемником патриотической изоляционистской линии Франко. Поэтому после 1975 года Испания стала медленно интегрироваться в структуры "нового мирового порядка", в 1982 году вступила в НАТО. Однако здесь нет личной вины Франко: крушение европейского консерватизма антилиберального толка к 70-м годам было предрешено всем ходом европейской истории, а также отчасти политикой Ватикана.
Таким образом, в заведомо проигрышных условиях Франко сумел сделать всё возможное, сумел выбить Испанию из системы "нового мирового порядка" на длительное время. Это характеризует его как талантливейшего политика - при том, что до 1936 года он никогда не занимался политикой. Франко считал себя "самым удачливым диктатором после Сталина: его любят, а меня ненавидят". Но тут уже причина не в самом генерале, а в том, что он жил в недостойную эпоху среди недостойных людей. "Мы родились в тёмную эпоху, в недолжное для нас время", - писал сторонник Франко, английский консерватор-католик Дж.Р.Р. Толкиен. Но тем больше мы должны прислушаться к проницательным суждениям Франко. Например, С.П. Пожарская впервые опубликовала на русском языке размышления каудильо о России. Встречи с белоэмигрантами в 30-е годы, размышления о причине стойкости русского народа в войне с Гитлером, анализ секретных данных об обстановке в СССР в 60-е годы привели Франко к выводу, что "русский народ сопротивлялся и Ленину, и Сталину, и Хрущеву". Генерал считал, что в конце XX - XXI веках русским народом будет уже невозможно управлять с помощью достаточно простой бюрократической машины Российской империи, что структура управления посткоммунистической России усложнится. Франко предвидел в XXI веке усиление возрожденной национальной России. И его слова начинают сбываться на наших глазах.