Сохранилось множество свидетельств посещения Бари русскими паломниками. Были здесь и особы царской крови - сын Петра I цесаревич Алексей и цесаревич Николай, будущий последний император России. Именно в годы его царствования начались в Бари работы по сооружению русской церкви и странноприимного дома. Деятельность эту осуществляло Палестинское общество, созданное специально для помощи русским паломникам, направлявшимся в святые места. Председателем Палестинского общества был генерал-губернатор Москвы великий князь Сергей Александрович, а после его смерти, последовавшей в 1905 году от руки революционера Каляева, председательство приняла его супруга, великая княгиня Елизавета Федоровна. Сохранилось ее письмо, написанное в 1911 году Николаю II по поводу планов Палестинского общества в отношении Бари. Елизавета Федоровна писала:
"Дорогой Ники! Я посылаю тебе мой доклад по важному вопросу - строительству в Бари русской церкви и странноприимного дома. Я, конечно, уверена в том, что единственный человек, которого святитель Николай хотел бы видеть во главе этого благочестивого начинания, предпринятого в его честь и из любви к своему народу, и который почитает его превыше всех святых - это ты, наш государь, сподобившийся величайшего утешения - принять во святом крещении имя "Николай" в честь святителя Николая.
"Дорогой Ники! Я посылаю тебе мой доклад по важному вопросу - строительству в Бари русской церкви и странноприимного дома. Я, конечно, уверена в том, что единственный человек, которого святитель Николай хотел бы видеть во главе этого благочестивого начинания, предпринятого в его честь и из любви к своему народу, и который почитает его превыше всех святых - это ты, наш государь, сподобившийся величайшего утешения - принять во святом крещении имя "Николай" в честь святителя Николая.
Земля к настоящему моменту уже куплена от имени частного лица. Место очень хорошее - недалеко от вокзала в оливковой роще, и оттуда трамвай идет прямо до базилики. Замечательное место и необычайно дешевое. И даже сам участок ориентирован на восток.
Да благословит святитель Николай это предприятие, и я бы, конечно, хотела, чтобы ты принял участие в этом трогательном начинании и чтобы оно стало как бы незримой цепью, соединяющей его с твоим народом, и светлым пятном в твоем царствовании - в утешение за все выпавшие на твою долю невзгоды".
"Частное лицо", от имени которого был куплен участок в Бари - это известный проповедник и миссионер протоиерей Иоанн Восторгов, расстрелянный чекистами в 1918 году. 22 мая 1913 года, в день праздника перенесения мощей святителя произошла торжественная закладка храма при большом стечении народа и в присутствии представителей других государств. Автором проекта стал архитектор А. В. Щусев.
Для осуществления строительных работ был создан специальный комитет "Бариград". В 1914 году был закончен и освящен нижний храм и странноприимный дом. Первая мировая война и затем революция прекратила деятельность комитета. Дальнейшие работы стали осуществляться мало заинтересованными в этом городскими властями Бари. Архитектурные преобразования существенно замедлились: в 1937 году был построен дом настоятеля, а после второй мировой войны одно из крыльев дома для паломников было встроено в здание школы, построенное по соседству. С тех пор все дела по строительству и ремонту здания находятся в руках у городской школы и муниципального центра.
По тем же причинам, по которым приостановилось сооружение церкви в Бари, иссяк и поток паломников. К тому же город расположен в стороне от основных дорог русской эмиграции, и я ничуть не удивилась, когда в ответ на мой телефонный звонок из Рима - а было это в середине декабря прошлого года - и просьбу приехать на праздник настоятель русской церкви в Бари отец Марк первым делом пожаловался, что у него нет псаломщика и он не знает, как ему одному удастся совершить праздничную службу святителю. Пообещав батюшке свою посильную помощь, я взяла благословение приехать в Бари днем накануне праздника.
И вот я в поезде. За окном - Италия, изъезженная русскими вдоль и поперек. Итальянец, подсевший в наше купе в Фоддже - городке, расположенном в полутора часах езды от Бари (по времени - как Сергиев Посад от Москвы, а по расстоянию - почти в два раза дальше), сообщил мне, что работает в Бари на железной дороге. На мой вопрос, где находится собор святителя Николая, пожал плечами...
Вот и вокзал Бари Чентрале. В потоке приезжих, усиливающемся в дни перед католическим Рождеством, найти человека, способного указать дорогу к Корсо Бенедетто, оказалось не так-то просто. Но итальянцы - народ доброжелательный, к тому же не так уж часто попадают в их края паломники из Москвы, и жительница Бари провожает меня до самой церкви, показывает рукой на ее купол и на прощание троекратно целует меня. Оказалось, что церковь, как и описано в письме Елизаветы Федоровны, находится действительно в двух шагах от вокзала. Только вот оливковой рощи я не заметила, видно, город с тех пор расстроился и церковь обступили каменные здания, впрочем, очень красивые.
Вот и ослепительно голубое Адриатическое море. Пристань со множеством кораблей. Сюда 8 мая 1087 года прибыл корабль, на котором находились мощи святителя Николая, вывезенные из Мир Ликийских, где им угрожала опасность быть оскверненными турками. На следующий день после прибытия корабля мощи были торжественно перенесены в церковь святого Стефана. Существуют свидетельства, что перенесение мощей сопровождалось множеством чудесных исцелений. А через год на берегу моря была построена церковь во имя святителя Николая.
Мимо морского базара идем по набережной к базилике. Крипта с мощами расположена в самом древнем, нижнем храме. По католическому обычаю рака находится в алтаре под престолом; прикладываться к мощам у католиков не принято. Над ракой-престолом сияет множество лампад, подаренных в разное время представителями различных Православных Церквей. Слева от католического алтаря - православный придел, принадлежащий сербам. В раке есть отверстие, откуда достают целебное миро, которое источают мощи святого. Миро это без цвета и без запаха, при прикосновении в любое время года ощущаешь холодок.
На следующий день я покидаю Бари. Поезд отъезжает от вокзала, а через несколько минут за окном в последний раз показывается голубая блестящая полоса Адриатики. Поезд мчится дальше, на север, и вновь я вижу знакомый уже пейзаж прекрасной Италии - горы в голубоватой дымке и ровные ряды виноградников. В сумке у меня - миро от мощей святителя Николая - благословение русского храма в Бари, долженствовавшего стать как бы незримой цепью, соединяющей святителя с русским народом.
Источник: "Православная беседа"