Экологический кризис наблюдается везде, где укореняется образ жизни со стимулированием потребностей, где общество и производство, наука и техника нацелены на покорение природы. Беда поражает, прежде всего, самого человека и его характерными чертами стали нигилизм, отход от традиционных верований и систем ценностей. Человек «бездомный», ощущающий себя «пришельцем» в мир, к тому же нередко оказывающийся в новом природно-культурном окружении, для которого не существуют «любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам», не может быть способен и к экологической ответственности. Попытки человека самоутвердиться, путем «покорения» природы, оказываются разрушительными и для покоряемых, и для покорителей.
В сложных условиях нашего времени особенно необходимо обратить внимание на область реальных возможностей человека, на его многогранные духовные потребности, на бережное отношение к его психике во избежание деградации и на глобальный пересмотр воспитания и образования новых поколений при максимальном учете индивидуальности людей. Сюда же входит и экологическое воспитание; тщательное культивирование ростков добра в юной душе должно проявиться в отношении развивающейся личности ко всему окружающему - и к людям, и к природе. Насущная проблема современной цивилизации - спасение растительного и животного мира от уничтожения, и людей - от озверения.
Внимательное чтение Библии приводит к выводу, что от самоопределения человека перед Богом зависит как его собственная будущность, так и спасение всей природы. Необходимость экологической ответственности человека, любовной заботы и попечение о природе вполне согласуется со Святым Писанием. В тексте книги Библии есть выражение «наполняйте землю и обладайте ею, и владычествуйте…», которое означает не только подчинение земли человеку, но и бережное отношение и возделывание. Нормальная, естественная связь «Бог - человек - природа» в особо выразительной форме содержится в тех нормах, которые должны соблюдаться в экономической, социальной и прочей деятельности человека. При освоении природы человек обязан использовать не только физические силы, но и разумно-нравственные способности. Лишь тогда можно выполнить предписание «возделывать и хранить» Землю, а трудовая деятельность человека станет одним из видов служения Богу. На все времена благословляется труд человека, которому дается повеление хранить и благоустраивать созданный Богом мир. Свободный выбор, который должно сделать человечество в экологическом кризисе, как и на других своих путях, может иметь в своем роде не меньшее значение, чем выбор между соблюдением и несоблюдением заповедей Божиих, между жизнью и смертью. Человечеству заповедано не проявлять алчности, жестокости, жажды наживы, опрометчивости в любой области деятельности. Это должно защитить природу от хищнической эксплуатации и до некоторой степени вернуть нормальные отношения между человеком и природой. Церковь никогда не оправдывала и не поощряла агрессивное отношение к природе.
Пути и средства решения экологического кризиса такие же, как и для решения других глобальных проблем, - осознание своих возможностей и разумных потребностей, добрая воля и деятельное сотрудничество людей на благо мира. Преодолевать кризис можно только, как говориться, «всем миром». Первостепенное значение должно придаваться воспитанию чувства единства человека со всем миром, созданию системы четких представлений о кардинальных вопросах бытия - о месте человека, о его миссии во Вселенной.
Источник: http://protigor.narod.ru/school/faith/pe.html