В статье, опубликованной в «La Nacion» 23 октября 1933 года, незадолго до исторического основания Испанской Фаланги, Хосе Антонио Примо де Ривера заявил: «Испанская империя не была расистской, её великой славой было вовлечение людей всех рас в общее дело спасения». Без сомнения, что Хосе Антонио был человеком с подлинно христианской моралью и дорожил гуманизмом естественного права. И поэтому он никак не мог принять внутренне всю пошлость расистского нацизма и его проповедников.
Если обратиться к типологии правых идеологий и идеологем, то вполне возможно найти определённые параллели между ранним итальянским фашизмом, более левым, пролетарским и нерасистским, и испанским фалангизмом. А вот с идеями гитлеровского нацизма Фалангу не связывает ничего. Известны и высказывания самих фалангистов, направленные против гитлеризма, нацизма и расизма. Идиотический расизм нацистов прямо отвергался совершенно иным пониманием расы, которая в представлении Фаланги была связана в первую очередь с почвенной традицией и народностью, но никак не основывалась на биологических категориях и примитивном самовозвеличивании.
Воинствующий милитант Эрнесто Хименес Кабальеро (Ernesto Gimenez Caballero), примыкавший к Агустину де Фокса (Agustin de Foxa), намеревался реинтегрировать в испанскую культурную орбиту еврейские общины сефардов Средиземноморья. Газета «La Gaceta Literaria» 1 мая 1931 года оживлённо писала о давних и всё ещё насущных проблемах испано-еврейского диалога и сближения.
Небезызвестный фалангист-авиатор Хулио Руис де Альда в 1918 году в марокканском Шефшауэне (Xauen) был в восторге от еврейского квартала города и его колоритных жителей, которые пели старинные сефардские песнопения, в том числе и в честь католической королевы Изабеллы Кастильской.
Онесимо Редондо, воспринявший некритично гитлеровский нацизм и типично нацистский антисемитизм, был совсем иного мнения о евреях и отношениях с ними. Здесь он даже расходился во взглядах с не менее радикальным Рамиро Ледесмой Рамосом. В газете «Libertad» от 13 июня 1931 года он пишет о необходимости самого активного антисемитизма в испанском национальном движении. По этой причине Редондо был фактически изолирован от деятельности Фаланги в Кастилии.
Подготовлено Алексеем Ильиновым