Фалангизм и национал-синдикализм, как будто, изучены достаточно подробно и высококачественных научных исследований по этому вопросу существует огромное количество. Среди них наиболее ценны работы, в которых рассматриваются мировоззренческие истоки Фаланги и проводится тщательнейшее и вдумчивое сравнение фалангизма с другими европейскими правыми идеологиями XX столетия.
Историк Стэнли Пейн (Stanley Payne) в книге «Фаланга, история испанского фашизма» («Falange, Historia del fascismo espanol»), считающейся классической, отмечает многие трудности, возникающие в процессе обстоятельного анализа испанской разновидности Консервативной Революции. Он раскрывает фалангизм как явление глубоко неоднородное и сложное. Причём в Испании незнание оригинальных идей фалангизма обнаруживается даже среди тех, кто, вроде бы, именует себя фалангистами.
Историк Стэнли Пейн (Stanley Payne) в книге «Фаланга, история испанского фашизма» («Falange, Historia del fascismo espanol»), считающейся классической, отмечает многие трудности, возникающие в процессе обстоятельного анализа испанской разновидности Консервативной Революции. Он раскрывает фалангизм как явление глубоко неоднородное и сложное. Причём в Испании незнание оригинальных идей фалангизма обнаруживается даже среди тех, кто, вроде бы, именует себя фалангистами.
В исследовании Ш. Эллвуд (S. Ellwood) феномен фалангизма оценивается как периодически меняющийся, ибо определённые, порой весьма драматические, обстоятельства вынуждали Фалангу практически адаптироваться к тем или иным общественно-политическим условиям и прибегать к своего рода «конъюнктурному оппортунизму». Однако существуют и фундаментальные константы, относящиеся к религиозности и Церкви, к трудящимся и студенчеству (как раз к этим слоям общества обращались в самую первую очередь Хосе Антонио и круг его сподвижников), к формам управления и организации государства. И именно на них и следует в дальнейшем ориентироваться исследователям.
Очевидно, что одной из главных проблем в изучении фалангизма является его чёткая характеристика. А вот здесь и возникают трудности, ибо в истории Фаланги были разные периоды, особенно военный, вносившие свои символы и соответствующую лексику. И далеко не все историки могут в них разобраться и действительно понять. Потому и нет ничего удивительного, что Фалангу, как правило, принято причислять к «фашистам». Но сравнение с итальянской и германской моделями выявляет совсем другое. Фалангистская философия, проповедуемая её основателем Хосе Антонио Примо де Риверой, была детально и полно изучена Адольфо Муньосом Алонсо (Adolfo Munoz Alonso), Сальвадором де Брока (Salvador de Broca) и Аргайей Рока (Argaya Roca). Они более чем убедительно, опираясь на первоисточники и факты, доказали, что Испанская Фаланга никак не может быть соотнесена ни с фашизмом Муссолини, ни с нацизмом Гитлера. А это лишний раз подтверждает сделанные прежде выводы, что фалангизм — это не оголтелый крайне правый экстремизм, полностью «вписывающийся» в рамки чьей-то сомнительной «типологии».
Подготовлено Алексеем Ильиновым