Психология русских националистов и национал-социалистов – это большая тема, требующая отдельного исследования. Для нас же сейчас интересны те психологические установки некоторых правых, которые приводят к русофобии. Проще говоря, как думают те правые, которые дают своему народу пренебрежительные оценки. На мой взгляд, таких типов мышления два.
Первый коренится в том, что националист мыслит не в той плоскости, в какой мыслит рядовой обыватель. Националист озабочен более глобальными вещами («спасение белой расы», «еврейский заговор» и т.д.). Обыватель же, в большинстве своем, озабочен бытовыми проблемами. Поэтому, националисту кажется, что он обладает неким знанием, которым не обладает обыватель. Националист видит суть вещей, знает смысл истории и т.д., а обыватель – нет. Поэтому простые люди становятся для националиста людьми второго сорта, более низкого интеллектуального развития, им даются соответствующие названия («овощи», «быдло» и т.д.). Это способствует пренебрежению собственным народом.
Второй тип мышления проистекает из разочарования националистов в своем народе. То есть, правые видят, что, несмотря на их деятельность, русские националисты до сих пор не пришли к власти, вследствие того, что народ их не поддерживает. Вывод из этого делается следующий – виноват народ, который не хочет привести русские национальные силы к власти. Это приводит не только к негативному отношению к народу, но и к апатии среди самих националистов. Апатия чаще всего вливается в отрицание. То есть националист отрицает государство («это не Русское Государство»), радости жизни («пусть быдло радуется»), и даже сам русский народ («это уже не русские»). Первый и второй типы мышления не новы, они в той или иной степени были свойственны русским западникам и народникам XIX века.
Здесь следует добавить, что многие националисты и НС считают себя элитой русской нации. При таком элитарном подходе основная масса населения автоматически ставится на ступень ниже, что не способствует хорошему отношению к ней.
Конечно, эти типы мышления свойственны далеко не всем правым. Теперь мы с вами переходим к идеологическим течениям внутри русской правой среды, которым свойственна русофобия.
Идеологические установки
Для традиционного русского национализма, который развивался с начала 90-х годов, русофобия была не свойственна абсолютно. Традиционным я его называю потому, что он является наследником консервативных, прежде всего черносотенных идей русской публицистики начала XX века. Подход традиционного национализма к народу следующий. Русский народ не виноват в своих бедах, а виноваты его враги («евреи», «американцы», «масоны» и т.д.), которые захватили власть, и только они несут ответственность за тяжелое положение русских («обманывают народ», «спаивают народ» и т.д.). Расцвет русофобских тенденций в национализме начался, на мой взгляд, позже, с начала 2000-х годов.
Эмигрантские корни
После революции 1917 года большое количество русских людей оказалось за пределами России. Пытаясь осмыслить революцию, многие эмигранты пришли к следующему выводу – образовавшийся на месте Российской империи СССР является вражеским государством, которое оккупировало Россию. Отсюда следует, что любая военная агрессия любой страны против СССР носит позитивный характер, так как разрушит враждебное для русских государство и освободит Россию. Этот подход разделяли многие, от политических движений (к примеру, Всероссийская Фашистская Партия Константина Родзаевского), до деятелей церкви. После того, как в России начали издавать сочинения эмигрантов, у нас в стране начали появляться сторонники такого подхода. Строго говоря, такой подход сам по себе русофобским не является. Суть в том, что современная Россия является наследницей СССР, поэтому ее разрушение, в том числе и в результате агрессии другой страны, несет позитивный характер, так как освободит место для будущего русского государства. Такой подход разделяют различные слои русских националистов: радикальные христиане, национал-сепаратисты, германофилы, гитлеристы и др.
«Тюрьма народа»
В 2002 году вышла книга известного поэта и правого публициста Алексея Широпаева «Тюрьма народа». Широпаев, человек несомненно талантливый, к моменту выхода книги был уже широко известен в националистических кругах. Возможно, именно поэтому его книгу заметили. Националистическая русофобия расцвела пышным цветом во многом именно благодаря этой книге. Книга представляет собой взгляд автора на русскую историю. По мнению Широпаева, древние славяне-язычники соблюдали расовые законы, с приходом христианства началась расовая деградация, а само христианство повлекло за собой татаро-монгольское иго и революцию 1917 года. Хотя трактовки многих исторических событий носят крайне спорный характер, а сам автор цитирует очень спорные источники («Утро магов», «Нацизм – тайное общество», «Древняя история казачества» и др.), идеи, заложенные в книге, оказали влияние на очень многих националистов. Следует сказать, что «Тюрьма народа» является сборником самых разных русофобских штампов. Широпаев поливает грязью множество национальных героев России (настоящими героями, по его мнению, были те русские, кто воевал за Гитлера), ставит интересы украинских и прибалтийских выше интересов русского населения в этих странах, не скрывает своего радикального германофильства и т.д. «Тюрьма народа» оказала влияние на язычников, разного рода национал-социалистов, радикалов, других представителей правого спектра. Следует сказать, что эта книга оказала наибольшее влияние на возникновение русофобии в русском национализме.
«Дневник Тёрнера»
В 2003 году в издательстве «Ультра. Культура» вышла книга известного американского националиста Эндрю Макдональда «Дневник Тернера». Это роман повествует о подпольной деятельности тайной расистской организации в США, которая занимается терроризмом. Первоначально члены этой организации уничтожают только «идеологических противников» (евреев, негров, членов государственного аппарата), но позже ставят под удар и белое население Америки. Делают они это для того, чтобы вызвать атмосферу страха и паники среди населения, которая приведет к катаклизмам, выходу людей на улицы, и, в конечном итоге, приведет к власти расистов. Не смотря на то, что книга достаточно одиозная (все кончается ядерной войной и приходом расистов к власти) и описанный в ней сценарий прихода к власти нигде и никогда не применялся на практике, это не помешало роману вызвать фурор среди русских националистов. Сторонники подхода, описанного в «Дневнике», часто допускают русофобские пассажи («мало чурки русских режут» и т.д.). Книга популярна у радикалов разных мастей, в основном у апологетов террористической деятельности.
Германофильство и гитлеризм
Русофобия часто проявляется у той части национал-социалистов, которая черпает идеи напрямую из писаний немецких национал-социалистов (таких обычно называют «true NS»). Беда в том, что немецкий национал-социализм является германоцентристским, в его идеологической базе встречаются русофобские пассажи (их можно найти в работах Розенберга, Гюнтера и т.д.). Даже русскую историю «true NS» стремятся расценивать сквозь призму взглядов идеологов немецкого нацизма, почти все они являются германофилами. Для многих отечественных германофилов настоящими русскими («арийцами») являются те, кто воевал в ВОВ на стороне Гитлера и кто признает идеологию национал-социализма как единственно верную, всем остальным даются уничижительные названия («совки», «расово неполноценные» и т.д.). Среди германофилов встречаются и гитлеристы, то есть те, кто во главу угла ставит не защиту русских интересов, а «продолжение дела фюрера». Так как русский национал-социализм является достаточно разномастным движением, среди «true NS» встречаются и христиане, и язычники, и оккультисты, и радикалы, и умеренные.
Неоязычество
Пренебрежительное отношение к русскому народу часто можно встретить у поклонников славянского неоязычества, или родноверов, как сами они себя называют. В идеологических базах правого неоязычества (помимо вышеназванной «Тюрьмы народа» следует упомянуть «Удар русских богов» Истархова и «Десионизацию» Емельянова) содержатся идеи о том, что христианство является идеологическим оружием еврейства для подчинения арийских языческих народов, креститель Руси князь Владимир был евреем, а само христианство принесло русскому народу лишь беды. Несмотря на всю спорность этих построений, они имеют влияние на многих националистов из числа язычников. Часто эти люди отрицают всю историю России после принятия христианства, считая, что настоящая Русь существовала только до крещения, во времена, которые мало упоминаются в исторических источниках. При этом русским людям, исповедующим православие, даются уничижительные прозвища («хрюсы», жидохристиане» и т.д.).
Вместо вывода
Я перечислил, на мой взгляд, основные истоки русофобии внутри русского национализма, не упомянув некоторые небольшие группы, секты и ряд сетевых публицистов. Разумеется, далеко не все националисты, НС, язычники и др. разделяют русофобские взгляды, во всех идеологических течениях есть здравомыслящие люди. От себя скажу, что на мой взгляд, для русского национализма вредны как подход традиционного национализма (о том, что во всех бедах народа виноваты только его враги), так и русофобские подходы, основанные чаще всего на стереотипах, крайне спорных с исторической и религиозной точек зрения. Избавление от русофобии пойдет на пользу всему русскому национализму.
Источник: http://fenix317.livejournal.com