Некоторые исследователи Испанской Фаланги отмечают, что Хосе Антонио Примо де Ривера 
 осознавал необходимость эволюции созданного им движения и потому его 
раннее «заигрывание» с  итальянским фашизмом и преклонение перед Дуче — 
это не более чем поверхностное и  поэтико-романтическое увлечение 
героическим «фашистским стилем». Когда в октябре 1933 года  Хосе Антонио
 встречался с Бенито Муссолини, то знаменитый «римский салют» 
воспринимался им  поначалу как «фашистский», но уже в 1936 году это было
 приветствие революционных  национал-синдикалистов без прежней привязки к
 фашизму. Апелляция к фашистской эстетике  имела, впрочем, и вполне 
конкретные цели, а именно завоевание симпатий консервативных  испанцев, 
которым где-то был симпатичен итальянский государственный строй, и ещё, 
несомненно,  привлечение в ряды сторонников деятельных, бескорыстных и 
отважных молодых людей. Тут явно  можно предположить, что пресловутый 
«фашизм» Фаланги — это даже не пара- или псевдо-фашизм,  но нечто вроде 
PR-хода или эстетско-художественная игра. Сам Хосе Антонио признавал, 
что  пламенный «фашистский» порыв может быть где-то и полезен для 
Фаланги, но не более того. В  воспоминаниях соратников порой он 
предстаёт едва ли не как антифашистский предводитель — caudillo antifascista,
 который презирал и ненавидел гитлеровский нацизм. В подобном 
критицизме,  кстати, заключается одна из основных причин 
долговременности фалангизма, дожившего и до  наших дней, ибо Фаланга 
всегда искала свой собственный путь и трезво оценивала те или иные 
идейно-политические «соблазны» без какого-либо идолопоклонничества и 
раболепия.      
Подготовлено Алексеем Ильиновым
