понедельник, 23 июля 2012 г.

С. Алексеев: Образ, воплотивший Слово

Каждую сущность, каждое понятие, каждый предмет духовного и материального мира человек может выразить словом. Но помимо словесного -  вербального - отражения мира, существует и зрительное - визуальное, которое выражается линиями и красками (на плоскости), или объемными  предметными формами (в пространстве). Поэтому прежде чем дать определение иконы, следует обратиться к психологии зрительного восприятия.
Существуют две стороны такого восприятия: в первом случае мы видим сам объект, а во втором - его изображение (опосредованное восприятие).  Следовательно, изображение при его опосредованном восприятии является символом или образом реально существующего предмета.
В иконографии понятие образ относится к конкретному иконописному изображению; понятие же первообраз соотносится с тем, кто изображается.
Взаимосвязь этих двух основополагающих понятий можно представить следующими примерами: человек и его живописное изображение - портрет;  звук речи и его графическое изображение - буква.
Итак, икона - это изображение Господа, Божией Матери, святых и т. д. Данное определение охватывает только портретно-иллюстративную сторону  содержания такого сложного явления, ка православная иконопись.
Икона - изображение священное, поскольку имеет не только визуально-познавательную функцию, но и молитвенную. В богослужебном круге  литургически почитаются более двухсот чудотворных икон. Почитая святые иконы, мы всю меру своего молитвенного усердия переносим не на  предмет, а на Того, кто стоит за этим предметом, т. е. через Образ к Первообразу.
Бережное отношение, не только к святыне, но и к другим, памятным для человека предметам - показатель его духовного уровня.
Вывод ясен: почитая святыню - предмет, посвященный Богу и освященный Богом, мы поклоняемся Самому Богу, отразившемуся в нем. Почитая святого, мощи его или изображение его, мы почитаем человека обоженного, преображенного Господом и, следовательно, самого Господа. Вот  почему не надо возносить молитву перед фотографиями, сделанными во время земной жизни святого, например св. Иоанна Кронштадтского, фотопортретов, которого сохранилось великое множество), ибо все они передают изображение человека в процессе его восхождения к горним высотам духа; икона же, благодаря своему особому образно-символическому языку, являет нам угодника Божьего в состоянии прославленном.
Но этим не исчерпывается суть такого сложного понятия, как икона. Православная вера основана на двух источниках: Священном Писании и  Священном Предании. И если Священное Писание можно определить, как Откровение Божие, зафиксированное в визуально-знаковой системе  (письменность), то икона - Откровение Божие, выраженное в системе визуально-образной (в линиях и красках). Осознание Священных  изображений частью Священного Предания, приводит к восприятию иконы, как богословия в зрительных образах, как явления, которое выражает  собой соборный разум Церкви. Поэтому творцами канонов (правил, по которым пишутся иконы) являются, прежде всего святые отцы.
А теперь необходимо пояснить, что такое канон.
Для предыдущих поколений, живших и рождавшихся в Православной среде, был вполне доступен язык иконы, ибо язык этот вполне понятен только  для людей знающих Священное писание, чинопоследование богослужения и участвующих в Таинствах. Современному же человеку, особенно  недавно пришедшему в Церковь, этого достигнуть достаточно сложнее. Сложность заключается еще и в том, что, начиная с 18 века каноническая  икона вытесняется иконами академического письма - по сути, картинами на религиозные темы. Этот стиль иконописания, пришедший в Россию с  католического Запада, получил особенное развитие в послепетровское время, в синодальный период истории Русской Православной Церкви.
И в настоящее время, несмотря на то, что иконописцы возрождают традиции канонического письма, во многих церквях в большинстве своем можно увидеть изображения в "академическом" стиле.
Конечно, икона - это всегда святыня, в какой бы живописной манере она бы не была написана. Главное, что бы всегда ощущалась степень ответственности иконописца за свою работу перед тем, кого он изображает: образ должен быть достоин Первообраза.
Однако, нередко возникает вопрос: а зачем необходимо придерживаться древних правил изображения, если они весьма странны с точки зрения  реалистической изобразительной грамотности: и явные нарушения пропорций фигур, и искаженная передача фактуры материалов, и нарушения  законов линейной перспективы? Может быть древние иконописцы просто не имели элементарных навыков в рисовании? И не лучше ли иметь в  церквах добротно написанные картины?
Ответ на эти вопросы дает сравнительный анализ иконы и живописного произведения.
Каковы же особенные стилистические особенности изобразительного языка православной иконописи? Каковы внешние отличия иконы от  картины?
1) Подчеркнутая условность изображения. Изображается не столько сам предмет, сколько идея предмета; все подчинено раскрытию внутреннего  смысла. Отсюда "деформированные, как правило, удлиненные пропорции фигур - идея преображенной плоти, обитающей в Мире Горнем. В иконе нет того торжества телесности, которое можно увидеть, скажем, на полотнах Рубенса.
2) Принцип изображения пространства. Для иконы характерна обратная перспектива, где точка схода располагается не в глубине картинной  плоскости на воображаемой линии горизонта, а в предстоящем пред иконой человеке - идея изливания Мира Горнего в наш мир, мир дольний.
3) Отсутствие внешнего источника света. Свет исходит от ликов и фигур, из глубины их, как символ святости.
4) Цвет не является средством колористического построения иконы, он несет символическую функцию. Например, красный цвет на иконах мучеников может символизировать жертвование собой ради Христа, а на других иконах - это цвет царского достоинства.
5) Для икон характерна единовременность изображения: все события происходят сразу. На иконе Преображения Господня мы видим и Христа,  поднимающегося с учениками в гору, и Господа Преобразившегося, и учеников павших "на лица свои" (Мф. 17,6), и их же, спускающихся с горы.
Каноническая икона не имеет случайных деталей, украшений, лишенных смыслового значения. Даже оклад не признавался древними  иконописцами, поскольку его функция - чисто декоративная.
Подводя итог всему сказанному, можно сделать определенный вывод: икона - явление времени новозаветного, она - зримое свидетельство Боговоплощения, ибо "Бога не видел никто никогда: Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил." (Ин. 1,18). Главная задача иконы, в отличие  от картины, которая передает чувственную, материальную сторону мира, показать реальность мира духовного, дать ощущение реального  присутствия святого. Картина - веха на пути эстетического становления человека; икона - веха на пути спасения.
Православная икона - живописный образ, воплотивший слово Божие. Все, что свидетельствует о Боге, должно быть достойно Его, и поэтому в  иконе большое значение имеет формальная сторона, а именно - мастерство иконописца. Икона (в особенности древнерусская) является частью  мировой художественной культуры, а имена выдающихся иконописцев известны не только одному православному миру. Но надо всегда помнить,  что основное предназначение иконы - молитвенное. Поэтому единственное место для иконы - это храм Божий, исследовать же икону только с искусствоведческой точки зрения - нельзя. Кощунственно, если театральный критик вздумает писать рецензию на литургию, но не менее  безнравственно видеть в иконе только шедевр древнерусского изобразительного искусства.

Источник: Web-архив сайта http://www.icon.orthodoxy.ru