Демографические проблемы, уже давно остро стоящие во многих странах и потому широко обсуждающиеся в них, в России начали публично рассматриваться относительно недавно. Катастрофическая убыль населения, которую мы наблюдали в 90-х годах XX века, в «нулевых» сменилась осторожным приближением к более или менее приемлемому балансу между рождаемостью и смертностью. Об увеличении же населения России речи пока не идёт, если не брать, конечно, в расчёт миграцию.
В большинстве же дискуссий по теме аборта, если они возникают, чаще звучит либеральная риторика с её примитивно понимаемым гуманизмом: «выбор женщины», «зачем плодить нищету» и все такое прочее.
Одной из главных причин «демографической ямы» является огромное количество абортов, делающихся в нашей стране. Только по официальной статистике, которая, как известно, всегда ниже реальной, ежедневно в России прерывается пять тысяч беременностей - т. е. погибает пять тысяч детей. И это при том, что наука, в частности - выдающийся учёный, ныне покойный профессор кафедры эмбриологии биологического факультета МГУ им. Ломоносова Дмитрий Попов, - доказала, что эмбрион обладает всеми свойствами человека. Но и власти, и население по-прежнему уверены, что это всего лишь «комок клеток».
Одной из главных причин «демографической ямы» является огромное количество абортов, делающихся в нашей стране. Только по официальной статистике, которая, как известно, всегда ниже реальной, ежедневно в России прерывается пять тысяч беременностей - т. е. погибает пять тысяч детей. И это при том, что наука, в частности - выдающийся учёный, ныне покойный профессор кафедры эмбриологии биологического факультета МГУ им. Ломоносова Дмитрий Попов, - доказала, что эмбрион обладает всеми свойствами человека. Но и власти, и население по-прежнему уверены, что это всего лишь «комок клеток».
Тему допустимости аборта обсуждать в России не принято, и поднимают её, как правило, лишь представители традиционных конфессий. Да и то - чаще всего весьма осторожно. В большинстве же дискуссий, если они возникают, чаще звучит либеральная риторика с её примитивно понимаемым гуманизмом: «выбор женщины», «зачем плодить нищету» и все такое прочее. При этом говорящие подобные вещи, как правило, не могут уверенно сказать, когда же ребёнок становится человеком. По их словам получается, что в тот момент, когда женщина принимает решение сохранить беременность...
Абсурдность этого подхода становится всё более очевидна. Одновременно с усилением консервативных тенденций в российском обществе, первые, но сильные и уверенные шаги делает и российский пролайф. Поясним, что речь идёт об отечественной версии движения, существующего по всему миру уже довольно давно. «Пролайф» (pro life - за жизнь) противоположен идее «прочойса» (pro choice - за выбор), приверженцы которого считают, что аборт - не убийство, но выбор женщины. По всему миру пролайферы, большинство из которые консерваторы, борются за право нерождённых детей на жизнь. Порой доходит и до крайних методов - убийств врачей, делающих аборты, и подрывов абортариев - клиник, где эти операции делаются. «Я просто сделал его ретроспективный аборт», - заявил в своё время один зарубежный пролайфер, отвечая на вопрос, зачем он убил врача.
Впрочем, в основном пролайферы, и отечественные в том числе, держатся в рамках закона и ограничиваются проведением различные акций и мероприятий, главная цель которых - убедить общество в том, что аборт является грехом с точки зрения религии и убийством с позиции науки и светской этики.
Одним из такого рода мероприятий является ежегодный Международный фестиваль социальных технологий в защиту семейных ценностей «За жизнь», состоявшийся в 2012 году уже в третий раз при поддержке Благотворительного фонда Святителя Василия Великого, Центра Национальной Славы России и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению.
Мероприятие, прошедшее с 9 по 11 июля, открылось в Храме Христа Спасителя. С приветственным словом к участникам Съезда и Фестиваля обратился Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. «Демографическая ситуация в России сегодня как бы замерла в ожидании некоего роста благодаря известным усилиям со стороны государства. Но всех этих усилий еще совершенно недостаточно. В результате абортов мы теряем такое количество детей, которое превышает количество рождаемых», - с печалью констатировал Предстоятель Русской Православной Церкви.
Фестиваль «За жизнь» начал свою работу со встречи списка иконы Божией Матери «Толгская» - главной святыни события, - после чего перед образом прошел молебен. Также в этот день прошло совещание глав епархиальных отделов социальной направленности, которое возглавил председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон. По словам организаторов фестиваля, совещание было посвящено практическим аспектам организации епархиальных центров защиты материнства. «Создание центров должно стать одним из ключевых результатов фестиваля», - отметили в оргкомитете.
Специальным гостем фестиваля стал отец Саввас Михаэлидис, священник русского храма святого Стилиана в кипрском городе Лимассол, окормляющий русскоязычных верующих на Кипре. Отец Саввас является создателем реабилитационного центра жертв сексуальной эксплуатации, который занимается спасением девушек, приехавших на заработки и занимавшихся проституцией. За время работы центра реабилитацию прошли более 300 женщин - в основном из России, Украины и Молдавии. Более десяти лет назад отец Саввас создал на Кипре Общество защиты нерожденного ребенка для спасения женщин от греха аборта.
Основная работа фестиваля проходила на базе гостиницы «Салют». В мероприятии, по информации организаторов, приняли участие представители из более чем 100 регионов России, Украины, Белоруссии, а также иностранные делегаты из США, Франции, Австралии, Канады, Греции и Сербии. Различные лекции, круглые столы и встречи проходили одновременно в нескольких залах. При этом участники затрагивали смежные темы: угрозу введения в России ювенальной юстиции, преодоление опасных зависимостей, сложности, возникающие в жизни многодетных семей, а также различные аспекты семейной и духовной жизни человека. В частности, в ходе секции, инициатором которой выступило автономное движение «Третий Муром», доклад на тему «Многодетность и евразийство» представила пресс-секретарь партии «Евразия» Наталья Макеева.
Тот факт, что такие мероприятия проводятся, даёт надежду, что уже через несколько десятков лет об абортах будут говорить как об отвратительной дикости, прекратившей своё существование где-то в первой половине XXI века...
«Провозгласив евразийство, Путин был обязан провозгласить курс на многодетность, - выразила уверенность активистка. - Мы не ждём, что он завтра возьмёт, и запретит аборты. Но обозначить позицию и начать делать шаги в этом направлении - необходимо. Речь идёт не только о материальном поощрении. Мы знаем, какие выплаты на детей в Европе. Но немка не рожает - рожает турчанка, приехавшая в Германию. Необходима моральная, психологическая поддержка многодетных семей. Только в этом случае многодетность станет евразийской социальной нормой».
Была затронута в ходе фестиваля «За жизнь - 2012» и такая актуальная тема, как поправки в закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». «Проблема распространения детской порнографии, пропаганды наркотиков, суицида является чрезвычайно острой в настоящий момент. Государство, безусловно, должно противостоять этому злу», - заявил президент фестиваля Сергей Чесноков. «Негативная информационная среда крайне разрушительно воздействует на подрастающее поколение», - признал он.
Участники фестиваля поддержали инициативу создания реестра сайтов, на которых размещается запрещенная к распространению информация, и направили коллективное обращение в поддержку внесения поправок в федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» в Государственную Думу ФС РФ.
«Защита детей от вредоносной информации имеет принципиальное и важнейшее значение для воспитания ответственных граждан страны, формирования ее интеллектуального потенциала, системы ценностей - всего того, что, в конечном счете, обеспечивает развитие и процветание России, от чего зависит ее будущее», - говорится в обращении.
Завершился фестиваль награждением четырнадцати лучших социальных проектов, направленных на укрепление института семьи, рост рождаемости, решение проблемы абортов, а также на противодействие алкогольной, наркотической и табачной зависимостям.
Гран-при фестиваля был удостоен интерактивный дистанционный обучающий курс «Защита семьи, материнства и детства» Одесского центра помощи беременным в кризисной ситуации (Центра защиты материнства) «Жизнь», руководит которым Надежда Клименко. Данная фундаментальная разработка явилась результатом семилетней работы в области предабортного психологического консультирования и просветительской работы в сфере защиты семейных ценностей.
«Высокой оценки жюри также были удостоены проекты, посвященные организации "Домиков мам" для женщин, находящихся в трудной жизненной ситуации, где им вне зависимости от национальности и религиозной принадлежности смогут помочь продуктами питания, детскими вещами, жильем, а также оказать психологическую помощь», - сообщил член жури фестиваля, учредитель Благотворительного фонда Святителя Василия Великого Константин Малофеев.
Также награды получили проект социально-демографический проект «В защиту жизни и семейных ценностей» Благотворительного фонда «Подари жизнь» и проект иеромонаха Дмитрия Першина «Аист на крыше». По словам Сергея Чеснокова, были презентованы многообещающие лекционно-выставочные проекты, направленные на профилактику подростковой беременности, абортов, употреблению алкоголя и наркотиков в подростковой среде.
Ценные призы победителям вручили народный артист России Николай Бурляев, епископ Сиэтлийский Феодосий (Русская Православная Церковь Заграницей), священник Артемий Владимиров, руководитель программы «Живи малыш!» Благотворительного фонда Святителя Василия Великого Наталья Хозяинова, известная сербская певица Дивна Любоевич.
Проблемы, обсуждавшиеся в ходе фестиваля, простыми не назовёшь. Это те самые язвы общества, врачевать которые - дело трудное. Деятельность на этом поприще зачастую с трудом принимается обществом, порой не отличающим зло от добра. Общественный договор, сложившийся в России, бесконечно далёк не только от совершенства, но даже от просто нормального восприятия деторождения. Однако, тот факт, что такие мероприятия проводятся, даёт надежду, что уже через несколько десятков лет об абортах будут говорить как об отвратительной дикости, прекратившей своё существование где-то в первой половине XXI века...