Беседа с митрополитом Одесским и Измаильским Агафангелом главного редактора “Руси Державной” Андрея Печерского
- Ваше Высокопреосвященство, недавно завершился начавшийся в Киеве, а затем прошедший по Днепру до Черного моря, через Канев, Кременчуг, Днепропетровск, Запорожье, Херсон, Севастополь и Одессу седьмой Международный Кинофестиваль Славянских и Православных Народов. Несомненно, что это дело важное и нужное. Но хотелось бы услышать Ваше архипастырское слово, как православному человеку относиться к такому виду зрелища как кино?
- Если произведение, созданное средствами кино, соответствует нашей исторической духовности и культуре, говорит о нравственности, о том, что все люди - братья, нет в нем канонических нарушений, то народ - он всегда ценитель, он сам определит соответствие этого фильма своей душе.
- Ваше Высокопреосвященство, недавно завершился начавшийся в Киеве, а затем прошедший по Днепру до Черного моря, через Канев, Кременчуг, Днепропетровск, Запорожье, Херсон, Севастополь и Одессу седьмой Международный Кинофестиваль Славянских и Православных Народов. Несомненно, что это дело важное и нужное. Но хотелось бы услышать Ваше архипастырское слово, как православному человеку относиться к такому виду зрелища как кино?
- Если произведение, созданное средствами кино, соответствует нашей исторической духовности и культуре, говорит о нравственности, о том, что все люди - братья, нет в нем канонических нарушений, то народ - он всегда ценитель, он сам определит соответствие этого фильма своей душе.
Всякие же разделения и нагнетания вокруг того, что происходит сегодня в Русской Православной Церкви, для некоторых - возможность погреть руки на наших трудностях. Эти люди сегодня пытаются утверждать: Церковь хочет управлять государством, ввести церковную цензуру.
Народ наш православный не обманешь, он ценитель и нашей веры хранитель. Наши бабушки во времена тоталитарного государства передавали от сердца к сердцу и сохранили эту веру. И поэтому мы должны хранить то духовное наследие, которое веками освящено было нашими традициями, канонами и всею жизнью нашей Церкви.
- Сейчас появились новые формы информации - телевидение, видеофильмы, и многие люди находятся как бы на распутье: можно ли вообще смотреть телевидение или же выключить его раз и навсегда. Большинство людей на этот решительный шаг не способны, и зачастую в одной семье существуют на сей счет разные мнения.
- Я думаю, что и телевидение тоже может способствовать утверждению веры православной, когда, к примеру, человек видит праздничные богослужения Святейшего Патриарха в Богоявленском Соборе, светлые, пронизанные духовным светом фильмы или следит за ходом событий вокруг захоронения царских останков.
Каждый человек должен все испытывать, а хорошего держаться. Я, например, смотрю информационные программы, чтобы быть в курсе происходящих событий, разнообразные же фильмы никогда не любил и не люблю смотреть.
В народе сложилось мнение, что телевидение - чисто бесовское изобретение. Это часто объясняется тем, что эфир предоставляется различным сектантам, отравляющим наше общество, отнимающим веру и заменяющим благочестие.
Телевизор приносит и плохое, и хорошее. И здесь, так же как и в отношении любого поступка, который совершает человек, необходимо смотреть с разных сторон и сделать правильную оценку. Как пчела садится на всякий цветок, да не у всякого мед берет, она берет то, что полезно. Плохое надо воспринять со скорбью, хорошее - с благодарностью. Человек благодаря кинематографу, средствам массовой информации, в том числе и печати, узнает новое, расширяет кругозор.
Как говорится, чем люди ближе друг к другу, тем они ближе к Богу. То, о чем повествует на своих страницах “Русь Державная”, приносит большое удовлетворение для миллионов верующих людей и даже неверующих. Потому что многообразная информация, интервью со Святейшим Патриархом, правящими архиереями различных епархий нашей Церкви, рассказ о служении добрых пастырей, о возрождении обителей приносит пользу многим людям.
И когда Святейший Патриарх, выступая по телевидению, говорит о тех или иных явлениях нашей жизни, это звучит голос нашей Русской Православной Церкви. И мы слышим его здесь, на Украине, это нас радует, утешает, и мы постоянно ощущаем, что находимся с нашим Первосвятителем и отцом, пастырем, который душу свою полагает за овец своих, заботится о нас, находящихся как бы в рассеянии.
Украинская Православная Церковь как часть Русской Православной Церкви испытывает и гонения, и скорби, и многие нестроения. И когда мы слышим голос Святейшего Патриарха, он помогает нам воспринимать все по-иному и легче сносить скорби и боли.
Телевидение подобно инструменту, который можно сравнить с хирургическим скальпелем. Все зависит от человека, как он его использует. Один использует его для облегчения страданий людей, другой может тем же или подобным инструментом убить человека. Так же и телевидение - все зависит от того, в чьих руках оно находится и как его используют.
Ведь бумага не страдает от того, что на ней печатают- молитвы церковные или какие-то безнравственные вещи. Страдают люди, которые читают безнравственную, греховную литературу.
Все зависит от свободной воли человека, что выбрать - добро или зло... И человек выбирает: либо он следует за Христом и смотрит тогда по телевидению то, что ему предлагает Православная Церковь, или же он следует не за Христом и смотрит все подряд, без разбора. Как в пище - даже животное выбирает, что пригодно для пищи, а что нет. А человек, к сожалению, в наше время далеко стоит от духовной жизни, незнаком с ее основами, готов поглощать все подряд. И только лишь насытившись, может понять, что для него полезно, а что нет.
Поэтому Православная Церковь и предостерегает в лице своих духовников и верующих людей, чтобы они пореже смотрели телевидение. Потому что экраны в основном заполнены фильмами и передачами такого содержания, которое носит откровенно безнравственный, антихристианский характер, где человека учат не тому, чтобы сохранять заповеди Божии и жить по Его законам. Эти передачи, наоборот, отталкивают его, учат раскованности, вседозволенности, распущенности. Нам предлагают стать богами без Бога, дойти кратчайшим путем к тому, к чему были призваны, а в результате окажемся там, где оказались в свое время наши прародители Адам и Ева - в геенне огненной, в бездне. Второго искупления уже не будет, поэтому человек стоит преред выбором - где ему быть.
А технический прогресс дает возможность человеку познавать окружающий мир. Мы благодаря квантовой физике или нелинейной математике узнаем что-то большее о Боге, о том, что существует вокруг нас, что не было когда-то познано нашими предками. “Все мне позволительно, - сказал апостол Павел, - но не все полезно...”
- Владыка, мы с Вами не виделись полгода. Поделитесь, пожалуйста, чем живет сегодня епархия, какие события происходят в церковной жизни.
- Живет в ежедневной непрестанной молитве. Совершаю богослужения в кафедральном соборе, других храмах епархии, монастырях. Мы радовались, что нам, наконец, возвратили Церковь Всех скорбящих Радости, возвратили в Ильинском монастыре трехэтажный корпус. Все это требует восстановительных работ, а значит, и немалых затрат, требует понимания властей и народа верующего. На территории Свято-Успенского монастыря строим храм Живоносный источник, который был ранее разрушен. Возвратили нам территорию военного городка в районе школьного аэродрома, где, по благословению Синода, мы занимаемся восстановлением Свято-Введенского монастыря. Строится купол в Соборе, меняются окна, здание пришло в негодность, необходимо огромное количество средств...
Распоряжением от 15 мая я восстановил у нас в монастыре древний чин чтения неусыпаемой псалтири. Восстанавливаются Пантелеимоновский и Вознесенский монастыри. Ежедневно в трудах и молитвах, боремся и с раскольниками, т.к. наша епархия граничит с Николаевской областью, где много филаретовских приходов. Воспитываем наше духовенство в духе преданности Православию и единству Церкви. Проблем много, и их надо безотлагательно решать. И слава Богу, Господь посылает, и в трудах находим успокоение и радость. Я люблю служить, проповедовать, с народом общаться. Люди относятся с уважением и пониманием, и это для меня является большой радостью, второй пасхальной радостью, когда народ Божий - вместе со своим архипастырем.
И пока Бог дает здоровья, и сердце бьется человеческое, надо трудиться, работать. Мне всю жизнь доставались трудные участки: и когда был здесь ректором семинарии, когда стал епископом на Винничине и когда стал митрополитом Одесским и Измаильским.
- Владыка, хотел бы поблагодарить Вас за беседу не только от себя лично, но и от наших читателей, которым пришлась по душе наша прошлая беседа. Разрешите пожелать Вам многие лета в том великом делании и православном стоянии, которое Вы осуществляете.
- Благодарю Вас и газету “Русь Державная”. Название у нее хорошее, государственное. Я думаю, что народ наш придет в себя и возвратится к своей истории, к истокам духовности и культуры, найдет силы для того, чтобы искать не то, что нас разъединяет, а то, что нас объединяет.
Киевская Русь, колыбель трех славянских народов, должна выжить, должна сохранить лицо. Преподобный Серафим Саровский говорил о том, что Россия воскреснет. Я думаю, она воскреснет не той Россией, которой была, а станет новой Русью. И когда мы видим возрождающиеся по всей Руси храмы и обители, мы мысленно возвращаемся к той России, которой она была до 1917 года, когда радовались друг другу, как говорил Михаил Михайлович Пришвин, определяя характер общества. И мы должны сопереживать, совосклицать вместе со Христом, идти навстречу друг другу и идти по той дороге, по которой прошел Христос и пронес свой Крест.
Спасибо “Руси Державной” за то, что вы освещаете очень живо, очень уверенно жизнь Русской Православной Церкви и не только в России, а и в странах СНГ, на Украине в особенности. Через эту заботу “Руси Державной” мы видим стремление к сохранению нашего единства, к тому, чтобы сохранить нашу Церковь, быть вместе, чтобы убедиться, что мы со Христом и во Христе.
"Русь Державная", № 6 (50), 1998 год
Источник: Web-архив газеты "Русь Державная" - http://www.mrezha.ru/rde