Фрагмент статьи Хосе Антонио Примо де Риверы "Новый свет в Испании"
Нам нужны две вещи: нация и социальная справедливость. У нас не будет нации, пока каждый из нас считает себя носителем особых интересов какой-то группы или партии. У нас не будет социальной справедливости, пока каждый из классов хочет в борьбе навязать свое господство — другим. Поэтому ни либерализм, ни ни социализм не могут дать нам тех двух вещей, которые нам нужны. Либерализм — это с одной стороны, режим без веры, режим, который делает предметом свободной дискуссии всё, вплоть до основных проблем касающихся судеб Родины. Для либерализма нет ни абсолютной истины, ни абсолютной лжи. Истина — это в каждом случае то, что решено большинством голосов. Таким образом, для либерализма не имеет значения, если народ согласится на самоубийство, лишь бы это предложение было принято согласно правилам закона о выборах. А поскольку, чтобы действовал закон о выборах, необходимо стимулировать существование партий и натравливать их друг на друга, либеральная система это система постоянного разлада постоянное отсутствие народной веры в глубокое единство судьбы. С другой стороны либерализм — это издевательство над несчастными. Он провозглашает замечательные права: свободу мысли, свободу пропаганды, право на труд... Но эти права просто предметы роскоши для баловней судьбы. Бедняков либеральный режим не заставляет работать из-под палки, но принуждает их к этому голодом. Отдельный рабочий, имея на бумаге все права, вынужден выбирать либо голодную смерть, либо принять условия капитализма, какими бы жестокими они не были. При либеральном режиме жестоким издевательством над мужчинами и женщинами, которые работают до изнеможения по 12 часов в день за мизерную плату, звучат заявления о том, что они "свободны". Социализм увидел эту несправедливость и имел основания восстать против неё. Но социализм был обесчеловечен в недружелюбном мозгу Маркса, превращён в жесткую холодную доктрину классовой борьбы. С тех пор он стремился не к социальной справедливости, а к замене вчерашней тирании буржуазии диктатурой пролетариата. Чтобы достичь этого, социализм, кроме того, искореняет в рабочих почти всё духовное, потому что боится, что, если оставить его в живых, пролетарии тоже расслабятся под влиянием буржуазных духовных испарений. Поэтому в рабочих уничтожают религию, любовь к Родине... в крайних случаях, как в России — даже семейные чувства.
Нам нужны две вещи: нация и социальная справедливость. У нас не будет нации, пока каждый из нас считает себя носителем особых интересов какой-то группы или партии. У нас не будет социальной справедливости, пока каждый из классов хочет в борьбе навязать свое господство — другим. Поэтому ни либерализм, ни ни социализм не могут дать нам тех двух вещей, которые нам нужны. Либерализм — это с одной стороны, режим без веры, режим, который делает предметом свободной дискуссии всё, вплоть до основных проблем касающихся судеб Родины. Для либерализма нет ни абсолютной истины, ни абсолютной лжи. Истина — это в каждом случае то, что решено большинством голосов. Таким образом, для либерализма не имеет значения, если народ согласится на самоубийство, лишь бы это предложение было принято согласно правилам закона о выборах. А поскольку, чтобы действовал закон о выборах, необходимо стимулировать существование партий и натравливать их друг на друга, либеральная система это система постоянного разлада постоянное отсутствие народной веры в глубокое единство судьбы. С другой стороны либерализм — это издевательство над несчастными. Он провозглашает замечательные права: свободу мысли, свободу пропаганды, право на труд... Но эти права просто предметы роскоши для баловней судьбы. Бедняков либеральный режим не заставляет работать из-под палки, но принуждает их к этому голодом. Отдельный рабочий, имея на бумаге все права, вынужден выбирать либо голодную смерть, либо принять условия капитализма, какими бы жестокими они не были. При либеральном режиме жестоким издевательством над мужчинами и женщинами, которые работают до изнеможения по 12 часов в день за мизерную плату, звучат заявления о том, что они "свободны". Социализм увидел эту несправедливость и имел основания восстать против неё. Но социализм был обесчеловечен в недружелюбном мозгу Маркса, превращён в жесткую холодную доктрину классовой борьбы. С тех пор он стремился не к социальной справедливости, а к замене вчерашней тирании буржуазии диктатурой пролетариата. Чтобы достичь этого, социализм, кроме того, искореняет в рабочих почти всё духовное, потому что боится, что, если оставить его в живых, пролетарии тоже расслабятся под влиянием буржуазных духовных испарений. Поэтому в рабочих уничтожают религию, любовь к Родине... в крайних случаях, как в России — даже семейные чувства.
Источник: "Эспанья Синдикалиста" (Сарагоса, май 1934 года)